Уважаемые пациенты! В связи с техническими неполадками в настоящее время на сайте может отображаться некорректная информация о стоимости приёма врача и других услуг.
Для уточнения информации, пожалуйста, звоните по телефону.

Афазия у детей

Лечением данного заболевания занимается педиатр
Общая информация

Афазия — это полное или частичное нарушение уже сформированной речи, развитие которого связано со сбоем работы головного мозга. Чаще всего патология сочетается с расстройствами слуха и чтения, нарушением письменных навыков, расстройствами поведения и психоэмоционального состояния. Диагностировать афазию у детей гораздо сложнее, чем у взрослых. В большинстве случаев патология выявляется в подростковом возрасте. Афазия поддается коррекции, но важная составляющая успешного лечения — своевременное обращение к врачу. Если ребенок перестал разговаривать, необходимо сразу записаться к логопеду.

Причины возникновения

Чаще всего афазия развивается в результате нарушения работы левого полушария головного мозга. В редких случаях патология возникает при локализации патологического очага в правом полушарии. Самые распространенные причины:

  • черепно-мозговая травма;
  • особенности внутриутробного развития;
  • новообразования головного мозга;
  • инфекции, поражающие головной мозг;
  • хирургическое вмешательство на головном мозге;
  • воздействие на организм ядами, химикатами и прочими токсическими веществами;
  • нарушение кровообращения, гипоксия головного мозга.

Факторы риска

Главные факторы риска развития афазии у ребенка:

  • генетическая предрасположенность;
  • тяжело протекающая беременность;
  • сосудистые, ревматологические заболевания в анамнезе;
  • вид деятельности или спорт, сочетающийся с риском получения черепно-мозговой травмы.

Классификация заболевания

В медицинской практике используется несколько классификаций афазии. В зависимости от причины развития они делятся на два вида:

  1. Возникающие из-за поражения коры головного мозга. Причиной повреждения может быть новообразование, ЧМТ и поражение кровеносных сосудов.
  2. Синдром Ландау-Клеффнера  Источник:
    Гетерогенность и клиническая полиморфность приобретенной эпилептической афазии Ландау-Клёффнера. Анисимов Г.В., Калашникова Т.П., Малов А.Г., Кравцов Ю.И., Основина Т.А., Овчинникова Е.С., Гершанок Н.В. Специальное образование №1, 2011. с.15-25
    . В этом случае органические повреждения головного мозга отсутствуют, а причина речевой дисфункции — эпилептиформная активность.

Самой большой популярностью пользуется классификация афазии, разработанная психологом А.Р.Лурием. Она основана на локализации патологии в доминантном полушарии головного мозга и особенностях возникших речевых нарушений. В зависимости от этого признака афазия делится на следующие виды:

  • Эфферентная моторная. Появляется при поражении зоны Брока — участка коры головного мозга, который находится в задненижней части третьей лобной извилины. Основной симптом — больному сложно переключиться с одной артикуляционной позиции на другую.
  • Афферентная моторная. Возникает при расположении патологии в постцентральной коре, расположенной рядом с роландовой бороздой. Пациенту сложно найти отдельную артикуляционную позу, нужную для произношения определенного звука.
  • Акустическо-гностическая. Возникает при поражении зоны Вернике — участка верхней височной извилины. Отличается ухудшением фонетического слуха и понимания речи.
  • Акустико-мнестическая. Развивается при поражении средней височной извилины. Отличается нарушением слухоречевой памяти, а иногда — зрительного представления о предметах.
  • Семантическая. Появляется из-за поражения переднетеменного и задневисочного участка мозговой коры. Ребенок не может назвать предмет, не воспринимает сложно построенные фразы и предложения.
  • Динамическая. Развивается на фоне поражения заднелобного отдела головного мозга. Ребенок не может построить и проговорить полноценное предложение, коммуникация полностью нарушается.

В зависимости от степени выраженности афазия у детей делится на две формы:

  1. Частичная, при которой поражаются отдельные структуры речеобразования. В таком случае полноценная речь чередуется с нарушенной.
  2. Тотальная — обширное поражение коры головного мозга, вовлекающее в патологический процесс моторную и сенсорную функции. При тотальной афазии ребенок не говорит и не воспринимает обращенную к нему речь.

Симптомы детских афазий

Клиническая картина афазии может меняться в зависимости от особенностей поражения головного мозга. Обратиться за помощью к врачу рекомендуется при выявлении следующих симптомов:

  • ребенок медленно говорит, делает долгие паузы между фразами или отдельными словами;
  • говорит слишком быстро, часто сбивается;
  • нелогично строит предложения, использует неуместные слова;
  • пропускает некоторые слова или большие фразы;
  • неправильно интонирует и ставит ударение;
  • не воспринимает сарказм, не понимает скрытый смысл, аллегории;
  • не может вспомнить названия предметов и явлений;
  • часто совершает ошибки во время разговора;
  • не понимает речь.

Если ребенок разговаривал, а потом перестал — необходимо записаться на консультацию к логопеду. Своевременное обращение к специалисту позволяет восстановить утраченную речевую функцию в допустимом объеме.

Осложнения и последствия

При несвоевременном обращении к врачу и позднем старте лечения афазия вызывает тяжелые последствия:

  • необратимое нарушение речи;
  • поведенческие нарушения;
  • утрата способности к коммуникации, самообслуживанию;
  • проблема с социальной адаптацией;
  • психологические расстройства: хронический стресс, депрессия.

Диагностика

Для подтверждения диагноза может понадобиться консультация разных специалистов: логопеда, невролога, детского психиатра. При подозрении на афазию проводится комплексная диагностика  Источник:
Проблемы диагностики и лечения эпилептической афазии. Малов А.Г., Овчинникова Е.С., Калашникова Т.П., Анисимов Г.В., Кравцов Ю.И., Гершанок Н.В. Байкальский медицинский журнал №8, 2011. с.102-105
:

  1. Опрос. Специалист пообщается с родителями, чтобы выяснить, как протекала беременность и роды, какие операции, травмы и заболевания перенес ребенок.
  2. Оценка неврологического статуса. Специалист оценит общемозговые, менингеальные и очаговые симптомы. Также проведет ряд тестов для оценки систем координации и чувствительности.
  3. Нейропсихическое тестирование. В зависимости от стадии афазии результаты теста могут продемонстрировать разные нарушения речи, праксиса, гнозиса, памяти и мышления.
  4. Оценка устной и письменной речи. Специалист задаст ребенку вопросы разной сложности и изучит полученные ответы.
  5. МРТ головного мозга. Обследование позволяет визуализировать очаги атрофии разных участков мозга. Также проводится для исключения сосудистых патологий и онкологического процесса.
  6. Электроэнцефалография. Процедура проводится для исследования электрической активности головного мозга.

Методы лечения

При диагностировании афазии у детей и подростков больным назначается логотерапия. Она предполагает регулярное обучение со специалистом, который для развития, стимуляции и/или восстановления речевой функции использует: специальные наглядные пособия, компьютерные технологии и различные тесты. Длительность работы с логопедом-дефектологом зависит от степени тяжести афазии. Она может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет.

Детям с афазией также рекомендована помощь психолога или детского психиатра. При необходимости применяют поддерживающую медикаментозную терапию:

  • ноотропные препараты — для улучшения кровообращения в головном мозге;
  • вазоактивные препараты — для улучшения тканевого метаболизма, усиления притока кислорода в головному мозге;
  • ингибиторы холинэстеразы — для снижения выраженности когнитивного дефицита и устранения поведенческих нарушений;
  • селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) — для коррекции поведенческих и аффективных нарушений.

Для усиления основного лечения, улучшения самочувствия и нормализации психоэмоционального состояния ребенку показана физиотерапия. Лучшие результаты демонстрируют следующие процедуры:

  • иглорефлексотерапия — воздействие на биологически активные точки тела специальными стерильными иглами;
  • транскраниальная микрополяризация — терапевтическое воздействие на головной мозг микротоками;
  • транскраниальная магнитная стимуляция — стимуляция головного мозга магнитными импульсами;
  • массаж речевой мускулатуры для нормализации тонуса мышц.

Прогноз и профилактика болезни

При раннем начале лечения афазия у детей имеет благоприятный прогноз  Источник:
Вопросы прогноза коррекции речевого развития и восстановления речи при афазии. Визель Т.Г. Вестник угроведения № 4(23), 2015. с.124-130
. Но исход коррекции речевых нарушений напрямую зависит от причины развития патологии, наличия и степени тяжести поражения головного мозга.

Специфической профилактики развития афазии нет. Предотвратить развитие нарушений речевой функции помогает:

  • отказ от вида деятельности, игр и занятий спортом, сочетающихся с высоким риском травмирования;
  • использование защитной амуниции во время катания на велосипеде, самокате и других средствах передвижения;
  • вакцинация согласно календарю профилактических прививок;
  • своевременное посещение врача и лечение заболеваний;
  • соблюдение режима труда и отдыха;
  • полноценный сон;
  • поддержание физической активности;
  • социализация — общение со сверстниками, посещение дошкольных и школьных учебных учреждений;
  • минимизация контактов с химическими веществами и медикаментами;
  • ограничение стресса.

Источники статьи

  1. Вопросы прогноза коррекции речевого развития и восстановления речи при афазии. Визель Т.Г. Вестник угроведения № 4(23), 2015. с.124-130
  2. Проблемы диагностики и лечения эпилептической афазии. Малов А.Г., Овчинникова Е.С., Калашникова Т.П., Анисимов Г.В., Кравцов Ю.И., Гершанок Н.В. Байкальский медицинский журнал №8, 2011. с.102-105
  3. Гетерогенность и клиническая полиморфность приобретенной эпилептической афазии Ландау-Клёффнера. Анисимов Г.В., Калашникова Т.П., Малов А.Г., Кравцов Ю.И., Основина Т.А., Овчинникова Е.С., Гершанок Н.В. Специальное образование №1, 2011. с.15-25
Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.
Автор статьи:
Аллерголог Гастроэнтеролог Педиатр Иммунолог
Главный специалист. Врач высшей квалификационной категории
Стаж работы - более 30 лет
Записаться на прием

Цены

Наименование услуги Цена
Клинический анализ крови (ОАК, ЛФ, СОЭ) с микроскопией мазка при наличии патологических сдвигов, кровь, колич.
730 руб.
Консультация (интерпретация) с анализами и обследованиями сторонних организаций
2900 руб.
Назначение схемы лечения (на срок до 1 месяца)
2500 руб.
Прием (осмотр, консультация) врача-педиатра первичный, лечебно-диагностический, амбулаторный
2300 руб.
Прием (осмотр, консультация) врача-педиатра повторный, лечебно-диагностический, амбулаторный
2100 руб.
Рентгенография органов грудной клетки (обзорная)
2100 руб.
Эхокардиография (УЗИ сердца)
3950 руб.
Нейросонография (УЗИ головного мозга)
3100 руб.
Электрокардиография (ЭКГ)
1550 руб.
Показать весь список

С полным прайс-листом можно ознакомиться в регистратуре или задать вопрос по телефону

* Администрация клиники принимает все меры по своевременному обновлению размещенного на сайте прайс-листа, однако во избежание возможных недоразумений, советуем уточнять стоимость услуг в регистратуре или в контакт-центре по телефону +7 (812) 445-65-77.

Размещенный прайс не является офертой. Медицинские услуги оказываются на основании договора.

Наши специалисты

Все врачи
м. Дунайская
м. Купчино
м. Ладожская
м. Ленинский проспект
м. Проспект Просвещения
м. Улица Дыбенко
Все станции метро
Бадарчы Чодураа Николаевна
Педиатр
Стаж: 20 лет
Отзывы: 0
Пр. Ударников, д. 19 к.1 (м. Ладожская)
Бокарева Юлия Викторовна
Педиатр
Стаж: 4 года
Отзывы: 3
ул. Малая Балканская, д. 23 (м. Купчино)
Бочкова Ольга Юрьевна
Гастроэнтеролог. Педиатр. Врач первой квалификационной категории
Стаж: 16 лет
Отзывы: 1
Выборгское шоссе, д. 17, корп. 1 (м. Проспект Просвещения)
Быкова Марина Евгеньевна
Педиатр. Гастроэнтеролог
Стаж: 12 лет
Отзывы: 0
Пр. Ударников, д. 19 к.1 (м. Ладожская)
Валеева Алена Сергеевна
Педиатр
Стаж: 5 лет
Отзывы: 0
ул. Дыбенко, дом 13, к. 4 (м. Улица Дыбенко)
Гаврилова Ираида Владимировна
Педиатр
Стаж: 22 года
Отзывы: 2
Дунайский пр, д.47 (м. Дунайская)
Драбовская Наталья Юрьевна
Нефролог. Педиатр
Стаж: 20 лет
Отзывы: 2
Дунайский пр, д.47 (м. Дунайская)
Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.
Записаться на приём