Содержание статьи
- Виды, уровни и формы речевой дизартрии у детей
- Причины возникновения и признаки
- Симптомы и лечение
- Что делать? Методы лечения расстройства
Дизартрия возникает у детей в виде нарушения произношения речи. Патология связана с неправильной иннервацией мышц гортани, языка, губ и др., а также органическим поражением ЦНС (центральной нервной системы). Отличительная черта болезни – то, что у ребенка нарушено произношение не каких-то звуков, а всех слов. То есть страдает речевая моторика, дыхание, изменяется голос, искажаются многие звуки. В запущенных случаях дети перестают говорить (развивается анартрия).
Виды, уровни и формы речевой дизартрии у детей
Таблица видов заболевания по месту поражения
Название формы патологии | Особенности |
---|---|
Мозжечковая | Возникает при вовлечении в процесс мозжечка. Речь растянута, невнятна, замедленна, громкость постоянно меняется, у ребенка дрожит язык, он разговаривает с выкриками, словно скандирует лозунги. Дополнительные симптомы: нарушенное равновесие, неустойчивая походка. |
Бульбарная | Вызывается параличом артикуляционных мышц, а также нервов – блуждающего, языкоглоточного, троичного, подъязычного и/или др. У детей отсутствуют некоторые рефлексы, нарушено сосание и глотание, мимика, им трудно пережевывать твердую пищу. Также отмечается повышенное слюноотделение, упрощение (все согласные «сливаются» в один щелевой) и невнятность звуков, гнусавое, хриплое звучание голоса, иногда – его отсутствие. |
Псевдобульбарная | Возникает при централизованном параличе (спастическом) мышц и их гипертонусе. Речь становится монотонной, ребенку трудно поднять кончик языка, отвести его в сторону, удержать. Отмечается повышенное слюноотделение, першение, расстройство глотания (усиление рефлекса). Речь невнятная, гнусавая, резко нарушается произношение шипящих, свистящих и тоновых звуков. |
Экстрапирамидная | Возникает при нарушении функции подкорковых ядер, в связи с этим получила второе название – «подкорковая». Речь немного гнусавая, невнятная, смазанная. Присутствуют непроизвольные мышечные движения, мимика, артикуляционные спазмы. Тембр и сила голоса изменяются, нарушается темп разговора, присутствуют случайные гортанные выкрики. |
Корковая | Поражение тех участков коры головного мозга, которые отвечают за артикуляционные мышцы. Дети выговаривают слова правильно по структуре, но с нарушенным произношением слогов. Отмечается расстройство дыхания при разговоре, голоса. |
Холодовая | Проявляется как один из симптомов миастении (быстрая утомляемость и слабость поперечнополосатых мышц). Речевые сбои происходят тогда, когда в помещении, где находится ребенок, повышается либо понижается температура воздуха. |
Классификация по степеням развития патологии:
- I (стертая) – неправильное произношение способен выявить только логопед при осмотре и обследовании, возможно почти полное излечение;
- II – произношение понятно, но дефекты заметны;
- III – ребенка понимают лишь близкие люди, посторонние – редко;
- IV – произношение не понимают даже близкие либо речь отсутствует, чаще всего рассматривается в рамках ДЦП.
Важно! Для стертой формы характерны трудности при жевании твердой пищи. Родители не должны из-за этого менять рацион ребенка. Необходимо постепенно приучать его пережевывать наравне со всеми людьми. Источник:
Е.Ф. Архипова
Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов // М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319
Причины возникновения и признаки
Болезнь провоцируется рядом вредных факторов:
- вирусные заболевания будущей матери;
- патологии плаценты на стадии внутриутробного развития;
- резус-конфликт;
- гипоксия плода;
- очень быстрые или замедленные роды с мозговым кровоизлиянием у ребенка;
- некоторые родовые травмы;
- недоношенность;
- инфекции мозга и его оболочек, например менингит;
- ДЦП (до 85% случаев дизартрии);
- ЧМТ;
- гидроцефалия;
- интоксикации в тяжелой форме;
-
энцефалит. Источник:
Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова
Диагностика речевых нарушений //Дефектология, 2007
Симптомы и лечение
Основная симптоматика включает следующее:
- малопонятная, невнятная речь;
- спастические проявления в артикуляционных мышцах (постоянно напряжена шея, губы, лицо, язык, артикуляция ограничена, губы плотно сомкнуты);
- гипотония артикуляционного аппарата (губы не смыкаются, язык неподвижно лежит во рту, рот немного открыт, повышено слюноотделение);
- дистония артикуляционных мускул (когда ребенок пытается разговаривать, тонус его мышц из низкого переходит в превышенный);
- смазанное произношение;
-
в сложных случаях ребенок пропускает звуки, заменяет их или произносит искаженными; Источник:
О.Ю. Федосова
Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии // Логопед в детском саду, 2005, №2, с.36-41 - замедленность разговора;
- невозможность говорить (при тяжелых формах);
- гнусавый голос без признаков насморка;
- изменение, пропуск, замена одних звуков другими;
- затухание фразы к концу ее произнесения, частое дыхание во время разговора из-за нехватки воздуха;
- очень высокий, почти «писклявый» голос;
- быстрый или очень медленный поток слов, при этом ребенок не может менять тон.
Что делать? Методы лечения расстройства
Ребенок должен проходить дополнительные занятия у логопеда (дома или в специальном учреждении) по:

- развитию моторики;
- формированию ритма и «мелодии» разговора;
- оттачиванию дикции;
- исправлению произношения искаженных звуков;
- расширению словарного запаса;
- развитию фонетического слуха;
- запоминанию грамматического строя.
На фоне этого проводится медикаментозная терапия с применением ноотропов. Лекарственные средства этой группы специфически воздействуют на функции мозга: стимулируют умственную активность, когнитивные функции, увеличивают способности к обучению, улучшают память.
В комплекс мер также входит ЛФК – артикуляционная гимнастика для укрепления мышц лица, массаж, упражнения кистями рук и пальцами.
Источники:
- Е.Ф. Архипова. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов // М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319.
- Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова. Диагностика речевых нарушений //Дефектология, 2007.
- 3. О.Ю. Федосова. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии // Логопед в детском саду, 2005, №2, с.36-41.
Цены
Наименование услуги (прайс неполный) | Цена |
---|---|
Консультация логопеда первичная диагностическая (продолжительность до 60 мин) | 3500 руб. |
Консультация логопеда повторная (продолжительность 30 мин) | 1600 руб. |