Содержание статьи
Логоритмика – одна из технологий детской коррекционной программы, которая благодаря определенным приемам соединяет движения, слова и музыку. Логопед на занятиях прорабатывает с малышами не только речь, но одновременно артикуляционную, общую и мелкую моторику. У детей без серьезных усилий быстро развиваются речь, двигательные навыки, способности к преодолению трудностей, творческое начало. Если каждый день в одно и то же время выполнять специальные упражнения (на расслабление, дыхательно-голосовые и др.), дети входят в правильный, здоровый режим. Во время регулярных занятий логопедической логоритмикой гармонично перестраиваются различные системы организма – двигательная, дыхательная, сердечно-сосудистая и др. Источник:
Шашкина Г.Р.
Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений Г.Р. Шашкина. - М.:
Академия,2005.-192с.
Цель логоритмики заключается в том, чтобы у детей укреплялась мимическая мускулатура, развивалась моторика, устанавливались ритм и темп дыхания во время речи, формировалась фонетическая система. Дети учатся сочетать речь и движения, подчиняя их одному ритму, формируют пространственную ориентацию, развивают мелодико-интонационные свойства речи. Источник:
Волкова Г.А.
Логопедическая ритмика. - М., 2002.
Задачи метода логоритмики:
- правильная осанка, координация движений при беге, ходьбе, гармоничные движения рук и ног;
- устранение скованности, напряжения;
- воспитание свободы в действиях;
- имитационные движения;
- развитие внимания – слухового и речевого;
- развитие моторики, силы голоса, выразительности речи, артикуляции, правильного дыхания, точности движений;
- правильная мимика.
Как проводятся занятия: особенности логоритмики
Длительность занятия – 30-40 минут, она зависит от возраста детей. Работать с детьми может один логопед или вместе с музыкальным руководителем.
Основные средства логоритмики – это:
- упражнения для развития голоса, дыхания;
- ходьба в разные стороны;
- пение;
- упражнения на ритмику;
- активизация внимания;
- регулирование мышечного тонуса;
- упражнения на развитие речи без музыки;
- упражнения для развития чувства темпа музыки;
- упражнения на моторику – общую и мелкую.
Например, дыхательные упражнения позволяют увеличить длительность и силу вдоха, проработать правильное дыхание. Они могут сочетаться с приседаниями, движениями руками. На выдохе произносятся специальные слова и фразы. Во время логоритмики проводятся и игры на развитие речи, к примеру, подражание животным, их голосам.
Каждое занятие – это увлекательный и доступный сюжет. В группах обычно – 4-5 детей с 2-3-х до 6-ти лет. При формировании групп учитываются индивидуальные особенности ребят, чтобы занятия были эффективными и интересными для всех. Для детей с заиканием предусмотрены специальные занятия, основанные на речевом дыхании, выработке синхронизации между речью и движениями. Источник:
Лопатина Л.В.
Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб: Союз, 2004.
Логоритмика – это эффективная коррекция имеющихся нарушений, а также профилактика их возникновения. Специалисты успешно борются с задержками речевого развития, заиканием, общим недоразвитием речи, ринолалией.
Источники:
- Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений Г.Р. Шашкина. - М.: Академия,2005.-192с.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 2002.
- Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб: Союз, 2004.