Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Игротерапия

Содержание статьи

Игра для ребенка – один из главных способов познания жизни и становления в ней. Во время игрового процесса дети учатся взаимодействию со сверстниками и другими взрослыми людьми, расширяют кругозор, развивают интеллект. Игротерапия как метод психологической коррекции преследует цель помочь детям с нарушениями психики, это один из методов арт-терапии, базирующийся на проведении ролевой игры для интенсивного воздействия на развитие личности. Обязательно существуют правила, при необходимости используются игрушки. Источник:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4825459/
The Effect of Group Play Therapy on Social-Emotional Skills in Pre-School Children
Ahdieh Chinekesh, Mehrnoush Kamalian, Masoumeh Eltemasi, Shirin Chinekesh, and Manijeh Alavi

Возможности игротерапии очень широки, она применяется при нарушениях речи, стрессах и др., такая технология эффективна, потому что позволяет в легкой и доступной форме скорректировать поведение ребенка, привить ему правильные навыки, социально адаптировать. Основной принцип такой терапии – понять малыша, а не управлять им, научить его видеть себя и свое «Я» с разных сторон, правильно оценивать поступки, поднять уверенность в себе, помочь принять себя как личность. Источник:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2989834/
Play Therapy
Considerations and Applications for the Practitioner
Ritesh Kool, MD and Timothy Lawver, DO

Показания к применению метода

Для маленьких детей все – игра. Поэтому существенных показаний выделить нельзя, так как игры – это основной досуг малышей. Когда дети играют, они находятся в хорошем настроении, не расценивают это как что-то неприятное и отталкивающее. Средства игротерапии эффективны в следующих случаях:

  • фобии;
  • необщительность, замкнутость;
  • агрессия к окружающим и животным;
  • непослушание или чрезмерное послушание;
  • проблемы в отношениях с родителями, братьями и сестрами и др.;
  • отсталость в речевом развитии;
  • вредные привычки (например, грызть карандаш во время рисования);
  • постоянные стрессы;
  • проблемы с успеваемостью;
  • проблемы с чтением. Источник:
    О’Коннор К.
    Теория и практика игровой психотерапии. — С-Пб., 2002.

Виды и формы игротерапии

В зависимости от психологических принципов, выделяют следующие виды методики:

  • для построения отношений;
  • индивидуальная;
  • групповая;
  • отреагирования;
  • примитивная;
  • и др.

В зависимости от используемых игрушек и особенностей приемов, выделяют очень много видов игротерапии. Рассмотрим основные:

  • Песочная. Ее цель – дать ребенку раскрыться, такая методика наиболее эффективна при работе с детьми с задержками психического развития. Песочная игротерапия способствует развитию фантазии, эмоций, мелкой моторики, речи, она позволяет побороть страх, агрессию, излишнюю активность, тревожность. Подробнее вы можете прочитать в нашей отдельной статье про песочную терапию.
  • Сказкотерапия. Общая характеристика такой игротерапии – лечение сказкой. Один из самых эффективных и доступны методов коррекции поведения ребенка, его сознания. При такой терапии детям читают терапевтические сказки. Это специальные истории, иллюстрирующие переживания и проблемы ребенка, его трудности в повседневной жизни, а также содержащие поучительные выводы и ненавязчивую мораль. Благодаря сказкотерапии, ребенок видит, что существует множество способов достичь своей цели, решить казавшиеся сложными задачи, раскрывается его творческий потенциал, появляется уверенность в себе, самоконтроль. Проводить такую терапию можно малышам с самого раннего возраста, когда они уже понимают речь. Для детей постарше сюжеты усложняются.
  • Куклотерапия. Метод лечения куклами, применяемый для развития самовыражения, коррекции отношений с родителями, саморегуляции.
  • Терапия отношениями. Основное – это подход к ребенку как личности, которая может управлять собой, имеет внушительный запас внутренних сил. Дети учатся понимать свои чувства, мысли, переживания, осознают себя как любимых и любящих людей.
  • Шахматная терапия. Это одновременно и творчество, и соревнование, и изучение стратегий.

Средства игротерапии

Обязательно присутствие взрослого, который будет ведущим – родитель, игротерапевт. Ведущий предоставляет ребенку средства, чтобы он мог в игровой форме раскрыться, подобранные строго индивидуально. Это могут быть: лепка из пластилина, танцы, рисование, куклы, песок, конструкторы, ролевые сюжеты, подвижные игры. Кроме того, могут подбираться и любые другие средства, чтобы раскрыть личность ребенка, его внутренний мир, смоделировать проблемные ситуации и разрешить конфликты – внешние и внутренние.

Источники:

  1. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4825459/ The Effect of Group Play Therapy on Social-Emotional Skills in Pre-School Children. Ahdieh Chinekesh,  Mehrnoush Kamalian, Masoumeh Eltemasi, Shirin Chinekesh, and Manijeh Alavi
  2. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2989834/ Play Therapy Considerations and Applications for the Practitioner. Ritesh Kool, MD and Timothy Lawver, DO
  3. О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. — С-Пб., 2002.

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Записаться на прием

Запись через сайт является предварительной.

Наш сотрудник свяжется с вами для подтверждения записи к специалисту.

Комплексный подход
Собственная лаборатория
Современное оборудование
Обратный звонок
Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.
Поля обязательны для заполнения *