Содержание статьи
- Как работает метод телесно-ориентированной терапии?
- Показания
- Какие проблемы решает терапия?
- Результаты метода
Телесно-ориентированная терапия – техника психологической коррекции для детей через физическую активность, выполнение определенных упражнений для выявления чувств, эмоций, взаимодействия с окружающим миром. Дети выполняют простые движения, формируя необходимые навыки. Эта методика позволяет справляться со страхами, неврозами, умственными и речевыми нарушениями, депрессией, паническими состояниями. Источник:
Тимошенко Г.В., Леоненко ЕА.
Работа с телом в психотерапии: Практическое руководство. - М: Психотерапия, 2006. - 480с.
Как работает метод телесно-ориентированной терапии?
На первом этапе ребенок выполняет упражнения, устраняющие скованность, напряжение, восстанавливающие сердечную деятельность и дыхание, он успокаивается, обретает чувство комфорта. В таком состоянии психотерапевт может работать с эмоциональной составляющей – с помощью игровых упражнений развивается чувствительность, моторика, координация. На активном этапе проигрываются страхи ребенка, например боязнь темноты или знакомства с новыми людьми.
Упражнения направлены на то, чтобы устранить мышечную зажатость, сформировать нужные двигательные навыки, наладить взаимосвязь между телом и психикой. Грамотный специалист-психолог сумеет сделать психо-физическое развитие ребенка целостным и гармоничным. Источник:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5985305/
Interoceptive Awareness Skills for Emotion Regulation: Theory and Approach of Mindful Awareness in Body-Oriented Therapy (MABT)
Cynthia J. Price and Carole Hooven
Показания:
- застенчивость, неуверенность в себе;
- страхи, фобии;
- беззащитность перед окружающими, обесценивание своего мнения;
- капризность;
- агрессивность;
- различные эмоциональные трудности;
- психосоматические расстройства;
- склонность к частым заболеваниям;
- стрессы, посттравматические расстройства;
- бессонница;
- отсутствие навыков общения;
- лишний или недостаточный вес тела;
- нарушение пищевого поведения;
- апатия;
- мышечные спазмы, вызывающие головные боли и др.;
- частые простудные заболевания;
- нервные тики;
- заикание.
Какие проблемы решает терапия?
Особенно полезна телесноориентированность при психомоторных нарушениях, ее можно применять при различных патологиях развития. Такую работу с малышами включают в лечебный комплекс при следующих болезнях:
- невроз;
- аутизм;
- нервный тик;
- личностное расстройство;
- энурез;
- ДЦП;
- алалия;
- гиперактивность;
- заикание.
Телесно-ориентированная терапия решает следующие виды психоэмоциональных проблем пациентов:
- агрессия, возбудимость;
- тревожность;
- плаксивость;
- обидчивость;
- замкнутость;
- страхи;
- застенчивость, сложности в общении.
Результаты метода
Терапия восстанавливает эмоциональный фон, формирует позитивное восприятие жизни, сверстников, взрослых людей, открытость к новому. После курса упражнений:
- снижается гиперактивность;
- улучшается концентрация внимания;
- восстанавливается свобода речи, пополняется словарный запас;
- улучшается внимание и память;
- стимулируется способность воспринимать новое.
У детей-аутистов снижается агрессия, страхи, появляется прямой взгляд в глаза, улыбка, интонации в речи, они становятся терпимее к физическому контакту, проявляют любопытство. Источник:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5197937/
“We Dance and Find Each Other”: Effects of Dance/Movement Therapy on Negative Symptoms in Autism Spectrum Disorder
Malin K. Hildebrandt, Sabine C. Koch, and Thomas Fuchs
Источники:
- Тимошенко Г.В., Леоненко ЕА. Работа с телом в психотерапии: Практическое руководство. - М: Психотерапия, 2006. - 480с.
- https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5985305/ Interoceptive Awareness Skills for Emotion Regulation: Theory and Approach of Mindful Awareness in Body-Oriented Therapy (MABT). Cynthia J. Price and Carole Hooven
- https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5197937/ “We Dance and Find Each Other”: Effects of Dance/Movement Therapy on Negative Symptoms in Autism Spectrum Disorder. Malin K. Hildebrandt, Sabine C. Koch, and Thomas Fuchs