Методы детской психотерапии

Лечением данного заболевания занимается психотерапевт
Общая информация

Детская психотерапия – это раздел психотерапии, включающий в себя целый комплекс различных методик и мероприятий, которые психотерапевт проводит для того, чтобы восстановить эмоциональную сферу и поведенческие реакции ребенка. Основной принцип детской психотерапии – это необходимость работы с пациентом с учетом всех тех факторов, которые влияют на особенности становления личности детей. Это могут быть социальная среда, условия воспитания, возрастные этапы развития определенных психических функций, нормы поведения по возрастам и половые различия.

Обращение к детскому психотерапевту требуется в ситуациях, когда нужно определить истинные причины отклонений в поведении ребенка и восстановить его поведенческие реакции, сбалансировать эмоциональное состояние.

Ключевой особенностью работы детского психотерапевта должно стать установление атмосферы доверия с детьми любого возраста, начиная с малышей, заканчивая подростками.

В чем особенности детской психотерапии

Специфика работы психотерапевта с детьми главным образом заключается в создании открытого общения, атмосферы полного доверия. Врач должен подбирать ключик к самым сложным детям, находить с ними точки соприкосновения. Это позволит подбирать наиболее оптимальные методики воздействия на психическую сферу, эмоциональное состояние, корректировать поведение. Опытный психотерапевт помогает в налаживании отношений между детьми и родителями, школьными учителями, воспитателями, близкими родственниками, учит общению со сверстниками, помогает вырабатывать способность к управлению своими эмоциями. Помощь специалиста может потребоваться детям или подросткам:

  • при адаптации к школе или саду, преодолении трудностей социализации в коллективе;
  • в случае развода родителей, гибели близких, конфликтных ситуаций внутри семьи;
  • для поиска мотивации для занятий разными видами спорта и учебой;
  • в комплексной коррекции гиперактивности;
  • для налаживания сна, устранения тревожности и напряжения;
  • для борьбы с фобиями и страхами;
  • когда нужно повысить самооценку, бороться с застенчивостью, устанавливать новые контакты с людьми;
  • для коррекции детских и подростковых кризисов  Источник:
    Morshed N, Babamiri M, Zemestani M, Alipour N. A Comparative Study on the Effectiveness of Individual and Group Play Therapy on Symptoms of Oppositional Defiant Disorderamong Children // Korean J Fam Med. 2019 Nov;40(6):368-372. doi: 10.4082/kjfm.18.0045. Epub 2019 Jan 9
    .

Также различные направления детской психотерапии помогают в оказании помощи детям, страдающими задержками в психоречевом развитии, проблемами аутичного характера. Для выявления различных расстройств в психотерапии для детей используются разные методы:

  • выполнение различных тестов, в том числе с родителями;
  • беседы, общение с ребенком;
  • работа с воспитателями, родителями, учителями или близкими родными;
  • наблюдение за ребенком в его обычной среде, а также реакциями при формировании определенных ситуаций  Источник:
    Н.В. Александрова, Н.Г. Денисова, О.Е Николаева Детская психотерапия: истоки, опыт и перспективы // Омский психиатрический жкрнал, 2018, №4(18), с.26-28
    .

Виды

Существуют основные принципы и эффективные методы детской психотерапии, которые могут позволить не только провести полноценную диагностику отклонений в поведении или эмоциональных реакций, выявить их истинные причины, но и в последующем полностью скорректировать имеющиеся проблемы. Детские психотерапевты используют методики, которые существенно отличаются от таковых у взрослых пациентов. Они основаны на возрастных особенностях и психологии детей и подростков.

  • Игровая терапия.Эта методика позволяет определить проблемы, так как малыши из-за особенностей возраста, несформированных понятий и слабых вербальных навыков не могут точно и четко рассказать о причинах беспокойства. Игры помогают понять, какие проблемы волнуют детей больше всего. Сначала специалист, наблюдая за игрой, определяет ту роль, которую отводит себе ребенок, оценивает других участников и реакции на складывающиеся ситуации, а также вмешательства в игры взрослых или дополнительных персонажей. Это способ определить бессознательные проблемы ребенка. В играх он чувствует себя свободным, выражая истинные эмоции или глубинные переживания. Самыми наглядными будут ролевые игры, выбранные по возрасту. Врач оценивает, какую из ролей примеряет на себя ребенок, как он взаимодействует с куклами, как относится к вмешательству в игру. Своим участием он подталкивает ребенка к позитивному решению ситуаций. Методику применяют и для групповой, и для индивидуальной терапии.
  • Арт-терапия. Использование творчества для коррекции подсознательных психических процессов. В основе – механизм сублимации. При использовании арт-терапии подсознательные негативные эмоции и переживания перенаправляются в творчество, давая возможность ребенку отразить свое отношение к семье и ситуациям, которые его беспокоят. По анализу рисунка специалист оценивает эмоциональное состояние. Важен не только выбор цветов, но и расположение элементов на рисунке, близость их друг к другу, многие другие аспекты  Источник:
    А.Р. Нуриева, Ф.С. Газизова, Т.Н. Галич Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования, 2018, с.142-146
    . Методика позволяет с помощью взрослых корректировать ситуацию, направляя эмоции в нужное русло. Помимо использования карандашей или красок можно применять и другие методики:
    • создание коллажей из разных материалов;
    • использование сыпучих материалов для создания полотен;
    • вязание, использование различных природных материалов;
    • применение глины, плетение, бисер и т.д.

Тактильные раздражители, концентрация на творчестве и помощь специалиста могут существенно корректировать эмоциональные проблемы.

  • Музыкотерапия – использование звуков и музыки для коррекции психического состояния. Это может быть пассивное влияние, прослушивание специально подобранных композиций, либо активное – игра на инструментах, пение, танцы. Возможно и совмещение арт-терапии с влиянием музыки, подвижные игры с музыкальным сопровождением, театр и т.д.
  • Песочная терапия – это создание образов и композиций на специальном подносе с песком и светом, которые могут дать ответ – в чем проблемы у ребенка.
  • Сказкотерапия – это чтение или создание психокоррекционных сказок, героев которых дети проецируют на себя. Главные герои этих сказок преодолевают трудности, которые типичны для ребенка. В результате они подсказывают пути решения проблем самого малыша. Ребенок может самостоятельно находить пути решения или с подсказками психотерапевта.
  • Детям школьного и подросткового возраста может потребоваться когнитивно-поведенческая терапия. Она позволяет регулировать эмоции, переоценивать ситуации, посмотреть на них под другим углом. Это со временем меняет отношение к ситуации и эмоции, которые она вызывает.

Источники

  1. Н.В. Александрова, Н.Г. Денисова, О.Е Николаева. Детская психотерапия: истоки, опыт и перспективы // Омский психиатрический журнал, 2018, №4(18), с.26-28.
  2. А.Р. Нуриева, Ф.С. Газизова, Т.Н. Галич. Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования, 2018, с.142-146.
  3. Morshed N, Babamiri M, Zemestani M, Alipour N. A Comparative Study on the Effectiveness of Individual and Group Play Therapy on Symptoms of Oppositional Defiant Disorderamong Children // Korean J Fam Med. 2019 Nov;40(6):368-372. doi: 10.4082/kjfm.18.0045. Epub 2019 Jan 9
Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Цены

Наименование услуги Цена
Прием (осмотр, консультация) врача-психотерапевта первичный, лечебно-диагностический, амбулаторный
2900 руб.
Прием (осмотр, консультация) врача-психотерапевта повторный, лечебно-диагностический, амбулаторный
2850 руб.

С полным прайс-листом можно ознакомиться в регистратуре или задать вопрос по телефону

* Администрация клиники принимает все меры по своевременному обновлению размещенного на сайте прайс-листа, однако во избежание возможных недоразумений, советуем уточнять стоимость услуг в регистратуре или в контакт-центре по телефону +7 (812) 445-65-77.

Размещенный прайс не является офертой. Медицинские услуги оказываются на основании договора.

Наши специалисты

Все врачи
м. Купчино
м. Ладожская
м. Улица Дыбенко
Все станции метро
Нафикова Гульнара Радиковна
Психотерапевт. Психолог
Стаж: 19 лет
Отзывы: 0
ул. Малая Балканская, д. 23 (м. Купчино)
Цена приёма: от 2900 руб.
Никитина Елена Ивановна
Психотерапевт
Стаж: 44 года
Отзывы: 0
Пр. Ударников, д. 19 к.1 (м. Ладожская)
Цена приёма: 6900 руб.
Фонтэн Марина Владимировна
Психотерапевт
Стаж: 27 лет
Отзывы: 0
ул. Дыбенко, дом 13, к. 4 (м. Улица Дыбенко)
Цена приёма: 6900 руб.
Ягер Валерия Юрьевна
Педиатр. Психотерапевт
Стаж: 9 лет
Отзывы: 1
Пр. Ударников, д. 19 к.1 (м. Ладожская)
ул. Дыбенко, дом 13, к. 4 (м. Улица Дыбенко)
Цена приёма: от 2300 руб.
Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.
Записаться на приём