Панические атаки у детей

Лечением данного заболевания занимается психотерапевт

Паническая атака — это внезапно возникающий приступ беспричинной тревоги или страха, имеющий физические проявления в виде учащенного сердцебиения, потливости, дрожания пальцев. У детей панические атаки встречаются преимущественно в возрасте 14-18 лет, распространенность патологии составляет 1-3% среди населения. У подростков, девушек и юношей, патология встречается примерно с одинаковой частотой. Заболевание представляет собой довольно серьезную проблему, так как вызывает психологические нарушения у детей. Диагностикой и лечением панических атак занимаются детские психологи и психиатры.

Причины панических атак у детей

Панические атаки — это сложные психологические расстройства смешанного происхождения. Причинами их возникновения служат биологические, социальные и психологические факторы, которые обычно сочетаются друг с другом в разных комбинациях.

Биологические причины патологии:

  • родовые травмы;
  • перенесенные инфекции головного мозга;
  • врожденные аномалии развития нервной системы;
  • гормональная перестройка организма в периоде полового созревания;
  • эндокринные заболевания;
  • наследственная предрасположенность;
  • курение, злоупотребление алкоголем.

Психологические факторы панических атак могут быть как наследственными особенностями личности, так и расстройствами, возникающими в течение жизни под влиянием внешней среды:

  • избыточная скромность, стеснительность;
  • аутистические расстройства личности;
  • эгоцентрический склад характера, желание быть в центре внимания, получать признание окружающих;
  • склонность к ипохондрии, избыточная тревожность при легких заболеваниях;
  • страх заболеть опасной болезнью;
  • чрезмерная мнительность, тревожность.

Социальные причины — это те факторы окружающей среды, которые вызывают у ребенка тревогу и стресс:

  • неблагоприятная семейная обстановка, частые конфликты;
  • пьющие родители;
  • тяжелые болезни или смерть близких людей;
  • насилие над ребенком;
  • неблагоприятные материально-жилищные условия проживания ребенка;
  • безразличие со стороны родителей;
  • конфликты в школе.

Взаимодействие биологических, социальных и психологических причинных факторов приводит к изменению деятельности нервной системы. Возникают следующие физиологические расстройства:

  • усиленное образование норадреналина в надпочечниках;
  • стимуляция секреции серотонина в гипофизе;
  • подавление активности гамма-аминомасляной кислоты, которая оказывает тормозящее действие на нервную систему.

В результате повышается активность лимбической системы, которая отвечает за эмоции и инстинктивное поведение. Организм ребенка переходит в состояние постоянной готовности к бегству, спасению и необходимости защищаться, что обусловлено действием психосоциальных факторов. На фоне этого возникают приступы панических атак, причем явный их триггер отследить невозможно.

Классификация

Панические атаки классифицируют по частоте возникновения приступов и выраженности симптомов:

  • большие, или развернутые — не чаще раза в неделю, наблюдается не менее 4 разных симптомов;
  • малые — могут появляться несколько раз в неделю, но симптомы скудные.

По преобладающему симптому панические атаки бывают:

  • вегетативные — потливость, учащенное сердцебиение;
  • гипервентиляционные — одышка, приступы удушья;
  • фобические — выраженная тревога, страх;
  • сенестопатические — с появлением вкусовых и зрительных галлюцинаций, патологической температурной и тактильной чувствительностью;
  • аффективные — с изменением настроения от депрессии до эйфории;
  • конверсионные — со сменой симптомов.

Симптомы панических атак

Паническая атака всегда возникает внезапно, без видимых причин, однако ребенок может говорить, что ему страшно выйти на улицу, позвонить по телефону или заговорить с кем-то незнакомым, сделать что-то новое. Триггер панической атаки всегда субъективный, исходит из подсознания ребенка.

Первым симптомом панической атаки у подростка становится иррациональная, интенсивная тревога, внутренний дискомфорт или страх. Он возникает в покое или во время какой-либо деятельности, достигает своего пика в течение 10 минут и продолжается до получаса. Выраженность психологических проявлений варьирует от умеренного внутреннего напряжения до сильной паники.

Панические атаки у подростков появляются преимущественно днем — во время школьных занятий, прогулок с друзьями, домашних дел или в покое. Ночью панические атаки случаются крайне редко — при засыпании, во время глубокого сна или при пробуждении  Источник:
Тревожные расстройства у подростков. Корабельникова Е.А. Медицинский совет №18, 2018. с.34-43
.

От причины формирования патологии зависит, как проявляется психологическая составляющая панической атаки. Возможны следующие симптомы:

  • головокружение;
  • потеря сознания;
  • нарушение ориентации в месте и времени;
  • нереальность происходящего вокруг;
  • неясная тревога;
  • страх смерти;
  • растерянность.

Приступ сопровождается всхлипываниями, бессвязными выкриками, после чего ребенок начинает плакать.

Физические признаки панической атаки у подростков обусловлены нарушением деятельности вегетативной нервной системы:

  • учащенное сердцебиение;
  • повышение артериального давления;
  • сильная потливость;
  • одышка, приступы удушья;
  • жажда, сухость во рту;
  • тошнота, рвотные позывы;
  • дискомфорт или боли в животе;
  • ощущение кома в горле;
  • судороги в конечностях;
  • дрожание пальцев рук.

Осложнения

Панические атаки в подростковом возрасте приводят к физическим и психологическим осложнениям:

  • хронический невроз;
  • эпилепсия;
  • травмы в результате обмороков;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • депрессия;
  • социальная дезадаптация;
  • суицидальные мысли.

У детей возникает иррациональный страх перед посещением общественных мест, они не могут даже выйти на улицу в одиночестве, отказываются ходить в школу. Дома ребенок чувствует себя защищенным, приступы возникают реже, но в итоге формируется социальное расстройство личности, когда подросток не способен контактировать с другими людьми  Источник:
Психотерапия панических атак: опыт групповой работы. Дзюман Е.М., Михеева Г.Ф. Здравоохранение Югры: опыт и инновации №3, 2018. с.33-36
.

Методы диагностики

Проявления панических атак могут маскироваться под различные соматические синдромы — стенокардия, межреберная невралгия, холецистит или аппендицит. Однако доскональное обследование у педиатра и узких специалистов не дает диагностического результата, потому что на раннем этапе развития заболевания физическое здоровье ребенка остается в пределах нормы  Источник:
Методы психологической самопомощи пациентов с паническими атаками. Михальчи Е.В. PEM: Psychology. Educology. Medicine №4, 2019. с.43-58

Диагностикой панических атак у девочек и мальчиков-подростков занимаются детские психологи и психиатры. Приемы для выявления панических атак:

  • сбор анамнеза болезни — как давно появились приступы, как часто они возникают, какие проявления характерны, есть ли ночные приступы во сне;
  • особенности психологической обстановки в семье;
  • материально-бытовые условия проживания ребенка;
  • отношения ребенка со сверстниками, одноклассниками, учителями;
  • наличие хронических заболеваний, в том числе наследственных. 

Состояние психики ребенка врач оценивает с помощью различных психологических опросников и тестов.

Лечение панических атак

Лечение панических атак в подростковом периоде требует комбинированного подхода с учетом причины развития, вида патологии по преобладающим симптомам. Врачи используют два основных метода лечения — медикаментозная терапия и психотерапия. 

Первая помощь ребенку при возникновении приступа включает следующие действия:

  • быть рядом, обеспечивать тактильный контакт и поддерживать подростка словесно;
  • объяснить, что это приступ панической атаки, реальной угрозы жизни и здоровью нет;
  • обеспечить доступ свежего воздуха — открыть окна, вывести подростка на улицу;
  • помочь ребенку умыться прохладной водой;
  • дать подростку бумажный пакет и предложить подышать в него максимально глубоко и размеренно;
  • попробовать переключить внимание подростка, постоянно говорить с ним спокойным тоном. 

Медикаментозная коррекция панических атак включает прием следующих групп лекарственных средств:

  • трициклические антидепрессанты;
  • ингибиторы МАО;
  • бензодиазепины. 

Препараты помогают убрать тревожность и страх, улучшают настроение, устраняют некоторые фобии. Это позволяет уменьшить выраженность и частоту появления приступов. 

Психотерапия включает следующие методики:

  • дыхательная гимнастика;
  • аутотренинг;
  • когнитивно-поведенческая терапия. 

Психолог помогает ребенку научиться самостоятельно анализировать причины возникновения приступов панических атак, распознавать их приближение. С помощью различных упражнений подросток учится контролировать свои эмоции, вегетативную реакцию организма на страх, самостоятельно справляться с паникой. 

Хороший эффект оказывают различные творческие занятия — рисование, лепка из пластилина или полимерной глины, игра на музыкальных инструментах. В творчестве подросток может выразить свои страхи, научиться бороться с ними.

Прогноз и профилактика

Прогноз благоприятный при условии своевременного реагирования родителей на состояние ребенка и обращения к специалисту. Комбинированная медикаментозная терапия, сеансы психотерапии помогают значительно сократить число приступов, уменьшить их интенсивность и постепенно свести заболевание на нет. Риск осложнений возрастает при развитии у ребенка депрессии и различных фобий, обычно это происходит при длительном игнорировании болезни, отказе от посещения психолога и психиатра  Источник:
Психологические особенности панических атак. Липовая О.А., Соколовский Г.В. Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова, 2017. с.57-60

Специфической профилактики панических атак нет, так как причин их возникновения слишком много. Профилактические меры направлены преимущественно на снижение числа факторов риска, которые могут активировать врожденную предрасположенность к паническим атакам:

  • создание благоприятной психологической обстановки в семье;
  • формирование близких, доверительных отношений между родителями и ребенком;
  • участие родителей в жизни ребенка, интерес к его занятиям и поддержка;
  • помощь взрослых при возникновении школьных конфликтов. 

Профилактика рецидивов панических атак — регулярное посещение психотерапевта, курсовой прием лекарственных препаратов.

Источники

  1. Тревожные расстройства у подростков. Корабельникова Е.А. Медицинский совет №18, 2018. с.34-43
  2. Психотерапия панических атак: опыт групповой работы. Дзюман Е.М., Михеева Г.Ф. Здравоохранение Югры: опыт и инновации №3, 2018. с.33-36
  3. Методы психологической самопомощи пациентов с паническими атаками. Михальчи Е.В. PEM: Psychology. Educology. Medicine №4, 2019. с.43-58
  4. Психологические особенности панических атак. Липовая О.А., Соколовский Г.В. Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова, 2017. с.57-60
Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.
Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.