Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Песочная терапия для детей

Содержание статьи

Игры с песком развивают воображение, помогают раскрыть ребенку свое «Я», соединить внутренний и внешний миры. С помощью песка можно сказать то, что не выразишь словами, визуализировать подсознательное. Для игры используются песок, вода, фигурки – все это помогает в полное мере проявить фантазию и творчество. Возможности песочной терапии очень широки, она позволяет провести коррекцию детских страхов, узнать, о чем мечтает ребенок, что его заботит, каким он видит идеальный мир. Источник:
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М.
Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2002. — 224 с

История возникновения метода

Впервые игры с песком как метод проведения консультаций описала Маргарет Ловенфельд – английский педиатр, работавшая в 20-х годах 20-го века. Эту терапию она применяла, работая с малышами, имеющими психологические проблемы. Детям предоставлялся поднос с песком, вода и фигурки, с помощью чего они создавали композиции, часто называемые «Мой мир», поэтому Маргарет назвала этот метод «Построение мира».

Затем юнгианский детский психотерапевт из Швейцарии Дора Калфф определила основные принципы юнгианской методики для песочной терапии. Она считала, что картины и «постройки» из песка многое могут сказать о психологическом состоянии человека. Дора ввела действующие и сегодня стандарты: размер и цвет песочницы, ее расположение на столе, необходимость кувшина с водой и фигурок. Эту технику психотерапевт назвала Sand Play (от англ. «игры с песком», «песочные игры»). Сначала песочная терапия применялась для работы с детьми раннего дошкольного возраста (с 2-3-х лет), но затем она стала полноценной частью арт-терапии и гештальта для взрослых, а также семейной психотерапии. Источник:
"Юнгианская песочная терапия"
Ежегодный альманах. М.: МААП, 2013. - 216 с.

Показания

Метод песочной терапии эффективен в первую очередь для детей, он рекомендуется тем, кто:

  • переживает кризисы возрастов (3, 6-7, 13-15 лет);
  • имеет заболевания ЦНС, опорно-двигательного аппарата;
  • подвергается серьезным стрессам;
  • страдает истерией, неврастенией;
  • очень впечатлителен;
  • пережил утрату близкого человека, насилие, унижение, серьезную травму – эмоциональную или физическую, стихийное бедствие;
  • замкнут, скрытен, не умеет выражать эмоции и не общается со сверстниками;
  • имеет задержки развития – речевого, физического, психомоторного;
  • имеет нарушения зрения, речи, слуха, некоторые формы шизофрении;
  • родился с аутизмом.

Противопоказания

Методика не подходит в следующих случаях:

  • эпилепсия, если случаются приступы с судорогами и обмороками;
  • кожные заболевания;
  • порезы и раны на руках;
  • синдром дефицита внимания;
  • аллергия на песок, пыль;
  • туберкулез;
  • бронхиальная астма;
  • синдром навязчивых движений;
  • возраст до 2-х лет (иногда – до 1,5);
  • психические расстройства в тяжелой форме, когда ребенок не может контактировать с людьми и окружающим миром.

Принцип работы метода

Главный принцип песочной терапии – наведение «мостов» между внутренним миром и внешним, сотворение из материи внутренних образов. Для песочной терапии используется много элементов – фигурки животных и людей, здания, растения, машинки, сказочные персонажи. Ребенок создает композиции, которые очень многое могут сказать о нем психологу, в свою очередь мягко направляющему созидательные действия в русло личностного развития и становления. Строя песочные миры, дети неосознанно выстраивают их и внутри себя, приводя в порядок мысли, прогоняя страхи, устраняя противоречия. Источник:
Юнг К. Г.
Человек и его символы.- М.: Серебряные нити, 2002. — 296 с.

Особенности проведения терапии для детей

В процессе игр с песком ребенок проходит три этапа:

  1. Хаос. Сначала ребенок хочет использовать все фигурки сразу, он бессистемно расставляет их на песке. Этот этап длится в первые несколько занятий и, как правило, предполагает «проигрывание» травмирующей ситуации. Постепенно фигурок становится меньше, а их роли упорядочиваются.
  2. Борьба. Ребенок бессознательно переносит внутренние противоречия, конфликты, агрессию в песочницу. Иногда фигурки «убивают» друг друга, может даже идти «война». Однако потом появится главный герой, который наведет порядок.
  3. Выход из конфликта. Формы становятся осмысленными, сюжет не прерывается, ребенок успокаивается.

Какие проблемы решает метод?

Песочная терапия наиболее полезна при следующих проблемах:

  • психоневротические нарушения – энурез, заикание, нервные тики и др.;
  • ситуации кризиса – появление еще одного ребенка, развод родителей, смерть близкого;
  • страхи, фобии, паника;
  • частые конфликты со сверстниками, замкнутость;
  • личностные конфликты и противоречия;
  • застенчивость, заниженная самооценка;
  • тревожность.

Занятия песочной терапией также помогают:

  • разобраться в себе, визуализировать внутренний мир;
  • построить «идеальный мир»;
  • снять напряжение – как физическое, так и моральное;
  • развить творческие задатки;
  • самостоятельно выходить из проблемных ситуаций;
  • ощутить комфорт и покой;
  • сформировать у ребенка логическое, аналитическое и образное мышление;
  • улучшить мелкую моторику.

Источники:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2002. — 224 с
  2. "Юнгианская песочная терапия" Ежегодный альманах. М.: МААП, 2013.
  3. Юнг К. Г. Человек и его символы.- М.: Серебряные нити, 2002. — 296 с.

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Врачи

    • Щеголева Юлия Юрьевна

      Врач высшей квалификационной категории

      Основная специальность: логопед

      Дополнительная специальность: медицинский психолог

      Стаж: 11 лет

      Приём:

      Дунайский пр., д. 47 (метро Купчино)

      Цена приёма: 1750 рублей Что входит в стоимость?

    • Щеголева Юлия Юрьевна

      Врач высшей квалификационной категории

      Основная специальность: логопед

      Дополнительная специальность: медицинский психолог

      Стаж: 11 лет

      Приём:

      Дунайский пр., д. 47 (метро Купчино)

      Цена приёма: 1750 рублей Что входит в стоимость?

Записаться на прием

Запись через сайт является предварительной.

Наш сотрудник свяжется с вами для подтверждения записи к специалисту.

Указать время
Указать специалиста
Комплексный подход
Собственная лаборатория
Современное оборудование
Обратный звонок
Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.
Поля обязательны для заполнения *