Социальное развитие детей дошкольного возраста

Стаж работы: 30 лет
Дата публикации: 25.02.2022
Дата обновления: 13.06.2024
Время прочтения ~  8 мин.
4630

Содержание

Дошкольный возраст ребенка — это период, когда активно происходит социально-личностное развитие, формируется характер, поведение. Это важный этап воспитания ребенка. Перед родителями и детскими дошкольными учреждениями в это время стоят важнейшие задачи, решение которых требует времени и сил.

Социально-нравственное развитие — это усвоение традиций среды, культуры, общества, в котором человек растет, формирование навыков общения и жизненных ценностей  Источник:
Трубайчук Людмила Владимировна. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, с. 85 - 91, 2015 г.
. Еще в младенчестве ребенок начинает постепенно устанавливать контакты с внешним миром.

По мере взросления и осознания разных вещей он учиться контактировать со сверстниками, взрослыми людьми, доверять им, отвечать за свои поступки, строить речь и так далее. Чтобы социальное развитие ребенка шло гармонично необходимо уделять ему максимум внимания и времени. Ответы на вопросы, общение, игры, чтение. В общем, малыш должен получить от взрослых максимум возможной информации об устройстве мира, человеческой среды, нормах и правилах общения, поведения.

Этапы социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста

Социализация личности начинается уже в первый год жизни. Малыш учиться быть частью маленького социума — своей семьи. Ведь именно здесь пока проходит почти вся его жизнь. Развитие ребенка, как части общества, можно поделить на несколько этапов:

Ранний возраст. От рождения до полутора лет дети усваивают информацию об окружающем мире и получают первые навыки коммуникации с близкими людьми. В промежутке от 1,5 до 3 лет малыш чувствует потребность в общении с ровесниками  Источник:
Тавед И.А., Емельянова И.Е. Развитие социального интеллекта детей дошкольного возраста в ДОО // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки №3 (67), с. 223 - 228, 2022 г.
. В это время закладывается коммуникабельность, навыки жизни в коллективе, умение взаимодействовать с взрослыми и другими детьми.

Это крайне важный момент для развития способности группового взаимодействия, который нельзя упустить. Поэтому если ребенок в силу разных причин не ходит в детский сад, то ему обязательно нужно чаще встречаться со своими ровесниками для развития навыков общения и игр. Кстати, прекрасной альтернативой садику будут различные развивающие клубы для дошкольников.

Не стоит отдавать малыша в компанию детей, которые намного старше его. Для них ребенок будет лишь объектом заботы либо обузой, что может оказать отрицательное влияние на формирование личности.

Примерно с двух-трех лет большое влияние на получение ребенком необходимого социального опыта оказывают педагоги и другой персонал ДОУ. Именно в это время закладываются различные мотивации и отношение малыша к окружающим его людям и действительности.

Но определяющее влияние по-прежнему имеют ближайшие родственники, а также детский коллектив в саду, развивающем центре, на детской площадке и так далее.

Старший дошкольный возраст. В это время ребенок начинает активно коммуницировать с окружающим миром, пользуясь речью и полученными ранее навыками. Он все чаще общается с малознакомыми посторонними людьми, начинает осознавать и развивать свои гендерные личностные особенности, учится понимать половые и социальные роли, характерные для культуры, в которой он живет.

Актуализируются основные ролевые игры, которые помогают ребенку быстро усвоить существующие в обществе нормы поведения и научиться действовать в разных ситуациях, что также является необходимым аспектом социализации.

Во всех этих процессах важнейшую роль играет семья. Отношение родителей к своим и даже чужим детям, модели взаимоотношений внутри семьи — все это имеет большое значение, именно из этого складывается понятие ребенка о том, что правильно, а что нет, а также о нормах поведения  Источник:
Мустафаева З.С. Исследование взаимосвязи между языком и психологическим развитием детей дошкольного возраста // Экономика и социум №3(118)-1, с. 739 - 741, 2024 г.
.

Социальные факторы

Основные социальные условия, формирующие личность ребенка:

Социальное развитие детей дошкольного возраста

  • семья;
  • окружение;
  • детские учреждения (садик, кружки, студии, спортивные и развивающие центры и так далее);
  • деятельность ребенка;
  • музыка, литература;
  • природа;
  • детские книги;
  • гаджеты, интернет.

Все это составляет социальную среду ребенка. Помните об этом при воспитании малыша и старайтесь гармонично сочетать все средства, пути и методы развития.

Средства социального воспитания

Соцвоспитание является важнейшей частью развития личности. Это самый лучший и продуктивный период для формирования моральных и коммуникативных навыков малыша.

Именно в этом возрасте объем общения с окружающими людьми резко нарастает, виды деятельности постепенно усложняются, сильно возрастает роль общения со сверстниками. Для позитивного развития личности человека в этом возрасте крайне важно создать необходимые педагогические условия.

Основными средствами и технологиями социального воспитания детей дошкольного возраста являются: игры, беседы, общение с друзьями, чтение и так далее.

Социальное развитие детей дошкольного возраста

Одним из самых познавательных, интересных и эффективных средств воспитания являются игры. Суть данных занятий состоит в том, что ребенку предлагаются определенные модели поведения. В процессе игры ему приходится самостоятельно принимать решения, совершать определенные действия.

В результате ребенок невольно начинает думать о сложностях и тонкостях отношений между людьми, анализировать, естественно на своем детском уровне. Чаще всего в играх ребенок имитирует поведение взрослых людей. В разных ситуациях он примеривает на себя роли родителей, официантов, водителей, строителей, летчиков и так далее.

Имитируя эти ролевые модели, он одновременно учится принимать верные решения, согласовывая их с моральными и нравственными нормами окружающего его социума. Таким образом, ребенок, сам того не осознавая, готовит себя к взрослой жизни, учится строить планы, решать конфликты и так далее.

Старайтесь проводить такие игры и занятия для развития кругозора ребенка как можно чаще. Кроме этого, обязательно читайте ему интересные, познавательные книги, ставьте хорошую музыку, рисуйте и играйте.

Социальное развитие в детском саду

ДОУ довольно сильно влияют на социализацию ребенка.

В садике:

  • организовано общение между взрослыми людьми и детьми;
  • создана особая социальная среда;
  • грамотно организована трудовая, игровая, познавательная деятельность;
  • практикуются принципы социального партнерства.

Некоторые родители считают, что посещение детского сада совсем необязательно для их малыша. Это не так. Ведь в садике не только проводятся развивающие занятия и осуществляется плавная подготовка к школе, но и активно идет социальное развитие ребенка, что не менее важно  Источник:
Батенова Юлия Валерьевна, Филиппова Оксана Геннадьевна, Сафонова Анастасия Константиновна. Организация конструктивного эмоционального взаимодействия дошкольников в условиях цифровизации образования // Концепт №2, с. 204 - 218, 2024 г.
.

Формирование социальных навыков

Социальное развитие детей дошкольного возраста

Чтобы максимально развить социальные навыки ребенка необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • больше общаться — это позволит установить прочный контакт с малышом и быстрее развить его речь;
  • учить детей быть максимально внимательными по отношению к окружающим, ведь если он вырастет эгоистом, ему будет сложно понять чувства, желания и потребности других людей, что осложнит существование в социуме;
  • дайте ребенку больше ласки, любви, положительных эмоций, не кричите на него, твердо отстаивайте правильную позицию, но без отрицательных эмоций;
  • учите бережному обращению с игрушками и другими материальными ценностями, это сильно пригодится во взрослой жизни;
  • создайте ребенку правильный круг общения, взаимодействуя со сверстниками он сможет быстро усвоить все основные модели поведения;
  • не стесняйтесь похвалить ребенка, если он это заслужил;
  • учите основам нравственности, поощряйте доброту и внимательное отношение к другим людям.

Социальная адаптация ребенка

Данный процесс проходит в трех основных сферах:

1. Деятельности. Подразумевает освоение и усложнение различных видов деятельности.

2. Общения. Характеризуется постепенным расширением круга общения ребенка, улучшением качества его содержания, овладением общепринятыми правилами и нормами поведения, правильное использование их в различных жизненных ситуациях с участием социального окружения ребенка.

3. Сознания. Характеризуется работой по осознанию себя как личности, формированием самооценки, осмыслением своей роли в обществе. В процессе социализации ребенок одновременно хочет не выделяться из общей массы, быть как все и проявлять свою индивидуальность путем высказывания собственного мнения, стремления к самостоятельности. То есть социальное развитие ребенка дошкольного возраста происходит одновременно в двух направлениях — индивидуализация и социализация. Это комплексный процесс, направленный на безболезненное вхождение в социум.

Если вхождение в группу сверстников проходит легко и бесконфликтно, то считается что ребенок полностью адаптировался к среде  Источник:
Мустафаева З.С. Роль речи в формировании психологических процессов у детей дошкольного возраста // Экономика и социум №3, с. 742 - 744, 2024 г.
. Если гармонии нет, то малыш может стать неуверенным в себе, у него развиваются фобии, появляется подавленность, замкнутость, нежелание общаться.

Если определенная социальная группа отвергает ребенка, то он может стать неконтактным, агрессивным. В ряде случаев социализация осложняется в силу наличия объективных психических или физических проблем. В этом случае ребенок часто становится асоциальным и не вписывается в общество. Таким малышам нужна помощь психолога или социальная реабилитация для правильной коррекции нарушений и реинтеграции в социум.

В дошкольном возрасте ребенок наиболее активно усваивает существующие социальные нормы. Высокие темпы развития, открытость новому опыту, миру, а также специальные программы социального развития детей дошкольного возраста создают благоприятные психологические условия для вступления ребенка в общественную жизнь.

Источники:

  1. Трубайчук Людмила Владимировна. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, с. 85 - 91, 2015 г. 
  2. Тавед И.А., Емельянова И.Е. Развитие социального интеллекта детей дошкольного возраста в ДОО // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки №3 (67), с. 223 - 228, 2022 г. 
  3. Мустафаева З.С. Исследование взаимосвязи между языком и психологическим развитием детей дошкольного возраста // Экономика и социум №3(118)-1, с. 739 - 741, 2024 г. 
  4. Батенова Юлия Валерьевна, Филиппова Оксана Геннадьевна, Сафонова Анастасия Константиновна. Организация конструктивного эмоционального взаимодействия дошкольников в условиях цифровизации образования // Концепт №2, с. 204 - 218, 2024 г. 
  5. Мустафаева З.С. Роль речи в формировании психологических процессов у детей дошкольного возраста // Экономика и социум №3, с. 742 - 744, 2024 г. 
Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Статьи по теме

Дата публикации:27.02.2022
Дата обновления:12.07.2024

Как проходит адаптация ребенка в детском саду: что на неё влияет, какие степени проходит, этапы привыкания. Как помочь ребенку адаптироваться?

Подробнее
8 мин
4896
Дата публикации:18.02.2022
Дата обновления:12.07.2024

Материнское отношение к ребенку: как оно формируется, какие бывают типы отношений матери к ребенку и роль мамы для ребенка.

Подробнее
6 мин
4449
Дата публикации:14.10.2022
Дата обновления:19.06.2024

Что делать, если ребенок не умеет общаться со сверстниками, его обижают или он их боится? Как научить ребенка дружить со сверстниками - узнайте в нашей статье с советами по отношениям между детьми.

Подробнее
13 мин
6251
Дата публикации:22.02.2022
Дата обновления:13.06.2024

Психологические особенности родительско-детских отношений: какие бывают типы и принципы семейных отношений, способы воспитания детей.

Подробнее
9 мин
22586
Дата публикации:01.06.2022
Дата обновления:12.07.2024

В чем особенности эмоционального развития детей в раннем возрасте? Узнайте, как происходит развитие эмоций и чувств детей на первом, втором и третьем году жизни - в раннем детстве.

Подробнее
7 мин
6692
Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.