Эмоциональное развитие детей раннего возраста

Стаж работы: 30 лет
Дата публикации: 01.06.2022
Дата обновления: 12.07.2024
Время прочтения ~  7 мин.
6649

Содержание

Наряду с физическим и нейропсихическим развитием в раннем возрасте важно развитие эмоций и чувств. Эти способности очень важны для любого человека, включая малышей первых лет жизни. Первые три года жизни малыша – это время, когда он учится проявлять всю палитру чувств, обучается правильному распознаванию и верному выражению своих чувств, переживаний и эмоций  Источник:
Бичева Ирина Борисовна, Ковчегова Марина Борисовна, Горшенина Наталия Михайловна. Роль ценностно-эмоционального и мотивационного компонента педагогической компетентности родителей в эмоциональном развитии детей раннего возраста // Проблемы современного педагогического образования, с. 38 - 40, 2022 г.
.

Особенное внимание нужно уделять эмоциональному развитию детей раннего возраста. Именно в это время он постепенно открывает для себя и осваивает новые чувства – это радость и грусть, эмпатию, сопереживание, восхищение, негатив, злость и даже ярость. Всеми этими эмоциями нужно уметь управлять, адекватно реагировать на подобные эмоции окружающих – этому нужно учиться.

Развитие эмоциональной сферы жизни малыша – длительный, поэтапный процесс, который существенно зависит от обстановки в семье, участия родителей и окружающих людей, занятий по развитию эмоциональной сферы. За счет положительных эмоций и позитивного подкрепления формируется и совершенствуется способность к запоминанию информации и развивается речь  Источник:
В.М. Миназова, Ф.Б. Саутиева, З.З. Магомедова. Теоретические основы социально-эмоционального развития детей раннего возраста средствами народной педагогики // Мир науки, культуры, образования №3 (94), с. 233 - 235, 2022 г.
.

Развитие эмоциональной сферы среди детей раннего возраста

В начальной стадии, пока не развита речь, ребенок общается с окружающими его взрослыми или детьми именно через проявление различных эмоций. Чтобы выразить свои чувства, желания или требования ребенок должен уметь выражать различные эмоции – позитивные и негативные.

В сравнении со взрослыми, дети выражают свои эмоции более резко, сильно и бурно, они еще не умеют контролировать себя, им нужно для этого время. Они непосредственно и живо, сразу же реагируют на любые события целыми эмоциональными потоками, которые могут не контролироваться. Чем младше ребенок, тем менее осознанными они будут и тем более неустойчивыми и длительными будут проявления  Источник:
Бегенева Е.А., Макарова Л.Ю., Твердохлебова Е.В. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста и его методы // Инновационная наука №12-1, с. 151 - 153, 2023 г.
.

Так, если ребенок расстроен или раздражен, он может горько плакать, практически безутешно рыдать, но если что-то отвлекло и переключило его внимание, через пару минут он уже заливисто смеется.

Основная задача родителей – развитие эмоционального интеллекта путем создания максимально благоприятной среды в окружающей ребенка обстановке. Если кроха растет в общей атмосфере доброжелательности и любви, внимания к его потребностям, он почти всегда выражает позитивные эмоции, жизнерадостный и активный. И такой подход крайне важен для того, чтобы происходило формирование полноценной личности, закладывало основы позитивного отношения к окружающим людям. Если эмоции ребенка развиваются по устойчивому естественному сценарию, его нервно-психическое развитие формируется правильно  Источник:
Мустафаева З.С. Исследование взаимосвязи между языком и психологическим развитием детей дошкольного возраста // Экономика и социум №3 (118)-1, с. 739 - 741, 2024 г.
.

Особенности эмоционального развития детей первого года

emocii-rebenka.jpg

В течение первого года жизни эмоциональное развитие имеет целый ряд особенностей, которые типичны для младенчества. Эмоциональные реакции кратковременные, они очень бурные в своем выражении, но неустойчивые и быстро истощаются. Формирование эмоционального возбуждения обладает сильным влиянием на поведение ребенка в целом. Дети этого возрастного периода крайне впечатлительные, их эмоции резко меняются от положительных к отрицательным, особенно при наличии в окружении других детей. В этом периоде типично так называемое «эмоциональное заражение». Если малыш начинает плакать, то его начинают поддерживать и окружающие его дети этого же возрастного периода.

Полезные советы для данного возрастного периода:

  • родителям нужно ставить себе задачи взаимодействовать с крохой таким образом, чтобы достичь его спокойствия и радостного расположения духа;
  • много играть с малышом, часто быть рядом, чтобы он ощущал присутствие родного человека.

Негативные эмоции у детей данного возраста наиболее часто возникают при нарушениях режима дня, ощущении голода, употреблении новых продуктов, вкус которых незнаком, при умывании или укладывании, если малыш недостаточно насытился общением со взрослыми, если не созданы условия для самостоятельных игр. Кроме того, детей этого возраста могут раздражать попытки разорвать сильную привязанность к одному из членов семьи, рассогласованность в процессе воспитания, разные требования от членов семьи к малышу  Источник:
Серебрякова Т.А., Дворянцева С.В. Роль семьи в развитии эмоционального интеллекта ребенка // Управление образованием: теория и практика №12, с. 154 - 163, 2022 г.
.

Особенности и задачи эмоционального развития на втором году

Эмоциональная сфера двухлетки претерпевает целый ряд серьезных изменений. Они все больше привязываются к его предметной деятельности, успешности ее осуществления. Эмоции вызывают объекты взаимодействия и ситуация в целом, действия самого малыша и окружающих взрослых, полученный результат и моменты игры. В этот период возникают и позитивные, и негативные реакции. Так, выраженный интерес к игрушкам на фоне неумения ими правильно манипулировать провоцирует злость, раздражение или гнев, сильное огорчение. Подобные реакции говорят о том, что нет сформированности способа действия, поэтому нужно помочь ребенку, подсказать и показать – что нужно делать, как действовать.

Если возникают положительные и яркие эмоции, возгласы и улыбки, частое обращение ко взрослым, это указывает на то, что малыш понял смысл действий, освоил их и желает получить одобрение от мамы-папы при самостоятельных попытках его произвести.

Если ребенок активен, спокоен и сосредоточен, это указывает на то, что ему интересно освоение этого вида деятельности. А положительные эмоции демонстрируют удовлетворение его потребностей в познавательной и двигательной активности. Кроха переживает уже эмоции, которые связаны с определенными умениями или результатами своей деятельности, а также социальными моментами. Так, на втором году при приближении к маме или папе других детей малыш может беспокоиться и бросается под защиту взрослых.

Общение с другими детьми только зарождается, оно еще неполноценно. К концу второго года дети могут начать играть в определенные игры и получать от этого удовольствие. Эмоции уже связаны с сюжетами и действиями. Расширение эмоций происходит за счет самосознания – ребенок узнает себя в зеркале, называет себя сначала в третьем лице, а к трем годам уже местоимением «я».

Развитие эмоциональной сферы на третьем году

emocionalnoe-razvitie-detey.jpg

В этом возрасте возникают эмоциональные реакции на сюжетные игры, взаимодействие с другими детьми и взрослыми. Но пока дети еще не умеют соблюдать правила запреты, ограничения, плюс примешивается кризис трехлетки. Нередко возникают бурные эмоциональные реакции – крики, гнев, злость, особенно при недостижении тех целей, которые были поставлены.

В общении с детьми возникают трудности, которые провоцируют различную палитру эмоций – при ущемлении интересов возникает агрессивность, эгоцентричность, невозможность сопереживания. Поэтому дети могут драться, щипаться, причинять боль. Они не переносят эти действия на себя и не осознают их последствий.

К трем годам возникает уже эстетическое чувство – дети воспринимают музыку, яркие краски, одежду и украшения, стремятся изучать природу. У них вызывает восторг и бурю эмоций все блестящее, ярко окрашенное, но дети уже отличают красоту от уродства. Возникают первые эмоции влюбленности, ревности, зависти, соперничества. Дети стремятся приковать к себе внимание взрослых.

Источники:

  1. Бичева Ирина Борисовна, Ковчегова Марина Борисовна, Горшенина Наталия Михайловна. Роль ценностно-эмоционального и мотивационного компонента педагогической компетентности родителей в эмоциональном развитии детей раннего возраста // Проблемы современного педагогического образования, с. 38 - 40, 2022 г.
  2. В.М. Миназова, Ф.Б. Саутиева, З.З. Магомедова. Теоретические основы социально-эмоционального развития детей раннего возраста средствами народной педагогики // Мир науки, культуры, образования №3 (94), с. 233 - 235, 2022 г. 
  3. Бегенева Е.А., Макарова Л.Ю., Твердохлебова Е.В. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста и его методы // Инновационная наука №12-1, с. 151 - 153, 2023 г. 
  4. Мустафаева З.С. Исследование взаимосвязи между языком и психологическим развитием детей дошкольного возраста // Экономика и социум №3 (118)-1, с. 739 - 741, 2024 г. 
  5. Серебрякова Т.А., Дворянцева С.В. Роль семьи в развитии эмоционального интеллекта ребенка // Управление образованием: теория и практика №12, с. 154 - 163, 2022 г.  
Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Статьи по теме

Дата публикации:27.02.2022
Дата обновления:12.07.2024

Как проходит адаптация ребенка в детском саду: что на неё влияет, какие степени проходит, этапы привыкания. Как помочь ребенку адаптироваться?

Подробнее
8 мин
4847
Дата публикации:18.02.2022
Дата обновления:12.07.2024

Материнское отношение к ребенку: как оно формируется, какие бывают типы отношений матери к ребенку и роль мамы для ребенка.

Подробнее
6 мин
4394
Дата публикации:14.10.2022
Дата обновления:19.06.2024

Что делать, если ребенок не умеет общаться со сверстниками, его обижают или он их боится? Как научить ребенка дружить со сверстниками - узнайте в нашей статье с советами по отношениям между детьми.

Подробнее
13 мин
6213
Дата публикации:22.02.2022
Дата обновления:13.06.2024

Психологические особенности родительско-детских отношений: какие бывают типы и принципы семейных отношений, способы воспитания детей.

Подробнее
9 мин
22372
Дата публикации:25.02.2022
Дата обновления:13.06.2024

Узнайте как формируется социальное развитие детей дошкольников, от чего оно зависит, какие этапы проходит, какие средства и методы применяются.

Подробнее
8 мин
4602
Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.