СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) у детей
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это неврологическое расстройство развития, которое возникает в детском возрасте. При детском синдроме гиперактивности нарушается работа мозга и ЦНС, что приводит к ухудшению памяти, снижению концентрации внимания, сложностям в усвоении информации.
Характерные особенности поведения гиперактивного ребенка — неусидчивость, импульсивность, пониженная концентрация внимания, постоянная двигательная активность. Для постановки диагноза необходимо проведение комплексного обследования.
Что делать, если диагноз подтвердится? Лечение гиперактивности у ребенка включает психотерапию, лекарственную и немедикаментозную терапию, индивидуальную работу с педагогами и психологами.
Что такое СДВГ у детей
СДВГ — это синдром, при котором наблюдается повышенная активность, а процессы возбуждения нервной системы преобладают над торможением. Особенности детей с СДВГ: сложности с удержанием внимания в течение долгого времени, обработкой и запоминанием информации.
По данным статистики, на сегодняшний день в РФ диагноз «детская гиперактивность» имеют более 10% детей. У мальчиков СДВГ встречается чаще, чем у девочек. Синдром активно изучается детскими психиатрами, педиатрами, неврологами, психологами, которые разрабатывают новые эффективные методы лечения.
Виды СДВГ
По преобладанию симптоматики выделяют три типа СДВГ:
- невнимательный — преобладает нарушение концентрации внимания;
- гиперактивно-импульсный — преобладает гиперактивная двигательная деятельность;
- смешанный — с равными проявлениями обоих симптомов Источник:
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Маткеева А.Т. Бюллетень науки и практики, 2021. с. 187-192..
Причинные факторы, которые вызывают СДВГ, негативно влияют и на другие органы, поэтому есть риск возникновения различных заболеваний. С учетом этого выделяют СДВГ простой и осложненный сопутствующей патологией. Осложненный включает три формы:
- церебрастеническая — с утомляемостью и головными болями;
- неврозоподобная — с энурезом, заиканием, двигательными тиками;
- сочетанная — с эпилепсией, депрессией.
Также выделяют четыре степени тяжести СДВГ:
- минимальная — поведение больного ребенка практически не отличается от поведения здоровых детей;
- легкая — проблемы с поведением возникают только при помещении ребенка в новые условия;
- умеренная — есть явное нарушение концентрации внимания и поведения даже в обычных условиях;
- выраженная — ребенок испытывает серьезные проблемы с общением.
Симптомы
Признаки гиперактивности у ребенка:
- Снижение концентрации внимания Источник:
Особенности развития и обучения суперподвижных детей (с «синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»). Шельшакова Н.Н. Образование и право. 2021. №9. с.196-200.. Пациенту сложно быть сосредоточенным в течение долгого времени, ему быстро надоедают занятия. Ребенок не может долго усидеть на одном месте, постоянно отвлекается на внешние раздражители. - Повышенная активность.
- Нарушения речи.
- Неврологические нарушения — тремор пальцев рук, судорожные подергивания мышц, нарушение сухожильных рефлексов, координации движений.
- Повышенная утомляемость, как физическая, так и психологическая.
- Резкие перепады настроения, беспричинный страх, плаксивость, беспокойство.
- Повышенная импульсивность.
- Нарушение восприятия. Дети с СДВГ плохо ориентируются в пространстве, не могут рисовать предметы, неправильно читают буквы, воспроизводят ритм.
- Вторичная невротизация — следствие нарушения работы мозга.
В основе гиперактивности лежит расторможенность моторной деятельности. Ребенок просто не может усидеть неподвижно, ему нужно все время бегать, прыгать, карабкаться. При этом движения малыша хаотичные, неуклюжие. Гиперактивный ребенок часто совершает бесцельные движения, портит вещи, ломает игрушки. Если он находится в коллективе, то привлекает к себе внимание других детей, и они начинают тоже плохо себя вести. Призвать к порядку гиперактивного ребенка не получается, он не способен подчиняться правилам дисциплины.
У детей младшего возраста наблюдаются следующие признаки:
- задержка моторного развития;
- плохая обучаемость повседневным действия и самообслуживанию;
- неуправляемость;
- склонность к разрушительным действиям;
- неумение найти контакт со сверстниками;
- нарушение речи, заикание;
- истеричность, агрессивность;
- отсутствие любознательности Источник:
Дошкольники с СДВГ: диагностика и комплексная помощь. Шевченко И.А. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016..
В школьном возрасте течение СДВГ ухудшается, так как детям требуется соблюдать дисциплину, изучать новое. Характерны следующие проявления:
- отвлекаемость;
- ошибки при простейших заданиях;
- грубость с одноклассниками, учителями;
- неумение правильно организовывать свое рабочее время;
- беспорядок на столе, в портфеле;
- нарушение почерка, чтения, счета.
Школьники с СДВГ отстают в учебе от одноклассников, нередко срывают уроки, вступают в конфликты с учителями. У детей формируется низкая самооценка, они становятся замкнутыми, конфликтуют с родителями. Гиперактивное поведение сопровождается высоким риском травмирования как самого ребенка, так и его окружающих. В подростковом возрасте СДВГ приводит к формированию асоциального поведения. Подростки курят, употребляют алкоголь, совершают правонарушения Источник:
Факторы риска у детей с СДВГ в сочетании с соматической патологией. Маткеева А.Т., Ашералиев М.Е., Маймерова Г.Ш. Бюллетень науки и практики. 2020. Т.6. №5. с.120-126..
Проявления СДВГ иногда остаются с человеком и во взрослой жизни. Такие люди забывчивы и рассеянны, не могут правильно устанавливать свой распорядок дня. Неспособность заканчивать начатые дела приводит к проблемам в профессии, люди с СДВГ не могут добиться карьерного роста. Возникают проблемы в личной, семейной жизни. Рассеянность приводит таких людей в сложные ситуации, аварии.
Проявление гиперактивности у детей по возрастам:
-
Дошкольный возраст. Гиперактивность у новорожденных грудничков и детей постарше проявляется нарушением моторики. Они позднее овладевают сложными навыками: например, учатся пить из чашки, есть ложкой и так далее Источник:
Особенность проявления и признаки сдвг у детей раннего возраста. Ходова В.С. Вестник науки. 2023. Т.4. №6(63). с.431-435..Начиная с трехлетнего возраста, такие дети становятся непослушными, неуправляемыми. Они постоянно бегают, прыгают, шумят, совершают бесцельные действия, быстро теряют интерес к одному занятию и переключаются на другое. Из-за этого сверстники часто не хотят с ними общаться.
На фоне СДВГ может развиться нарушения речи, заикание, другие патологии. Такие дети любопытны, однако их интерес к новому быстро исчезает. У них часто случаются истерики, которые многие родители ошибочно принимают за избалованность, невоспитанность. Поэтому к врачу в этом возрасте обращаются редко.
-
Школьный возраст. Проявления гиперактивности и дефицит внимания у детей усугубляются с началом занятий в школе. Дети на уроках ведут себя беспокойно, постоянно отвлекаются, не доводят до конца работу, делают много ошибок из-за невнимательности, перебивают одноклассников и учителей. Они постоянно все теряют, не могут сами сделать домашнее задание.
У большинства детей появляются проблемы с учебой (плохой почерк, дислексия, трудности с запоминанием нового материала). Успеваемость низкая, дети часто нарушают дисциплину, могут срывать уроки. Одноклассники не принимают такое поведение, что часто приводит к конфликтам, агрессии.
Слишком раскованное поведение увеличивает вероятность несчастных случаев, травм. Многие люди с СДВГ в детском возрасте имеют низкую самооценку. В стремлении привлечь к себе внимание они конфликтуют со сверстниками, родителями, преподавателями, ведут себя асоциально, могут совершать правонарушения, склонны к употреблению наркотиков и алкоголя.
Причины возникновения
Синдром тщательно изучают уже несколько десятков лет, но точные причины гиперактивности у детей до сих пор неизвестны. Считается, что расстройство возникает в результате воздействия целого ряда факторов, которые в итоге приводят к нарушению формирования структур мозга и дисфункции ЦНС.
Причин возникновения СДВГ очень много и установить точную связь между конкретным фактором и развитием болезни почти невозможно. Поэтому и считают, что синдром развивается в результате сочетанного действия причин. В возрасте до трех лет преобладающее значение имеют биологические факторы, непосредственно замедляющие созревание мозговой коры. У детей старшего возраста на первый план выходят психосоциальные причины. У большинства пациентов с СДВГ обнаруживают органическое поражение коры мозга.
Нейропсихологи выделяют два основных механизма развития СДВГ. Нейробиологический механизм подразумевает нарушение метаболизма двух основных нейромедиаторов — норадреналина и дофамина. За эмоциональную составляющую поведения, восприятие информации отвечает дофамин. Норадреналин стимулирует мозговую деятельность, регулирует двигательную функцию, отвечает за память. Взаимодействие этих систем обеспечено постсинаптическими рецепторами. Нарушение одного или нескольких звеньев этой цепочки ведет к ослаблению регуляторной функции ретикулярной формации головного мозга. Результатом становится неадекватное восприятие информации, искажение поведенческого ответа на внешние раздражители Источник:
История исследования симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности как психологического расстройства. Станишевская Алисандра. Studia Humanitatis, 2020..
Нейропсихологический механизм СДВГ обусловлен незрелостью участков мозга, отвечающих за концентрацию внимания и двигательную активность — кора лобных долей, ретикулярная формация, таламус, мозжечок. Нервная система не может полноценно управлять сознательным поведением и контролировать двигательную активность.
Факторы риска:
- Генетические. Есть версия, что заболевание передается по наследству.
- Психосоциальные. На развитие заболевания влияют отношения в семье, школе, бытовые условия, плохие отношения между родителями, гиперопека или, наоборот, отсутствие внимания со стороны близких, распад семьи, применение физической силы в качестве наказания.
- Биологические. К ним относится возраст матери младше 18 или старше 35 лет, сильный стресс перед родами, вредные привычки и хронические патологии во время беременности, недоношенность плода, сложные роды, гипоксия. В младенчестве к развитию болезни могут привести нейроинфекции, прием ряда лекарственных средств, отравление ядами.
- Токсические — некоторые специалисты утверждают, что есть прямая связь между синдромом повышенного внимания и гиперактивности у детей и переизбытком в организме свинца, салицилатов, недостатком витаминов, микроэлементов.
Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей
Для постановки диагноза специалист проводит комплексное обследование, которое позволяет оценить психологические функции ребенка. Врач опрашивает родителей и самого пациента, проводит клиническое исследование с использованием тестов, функциональных и инструментальных методов диагностики Источник:
Роль перинатальных факторов в формировании нейрокогнитивных нарушений у детей с СДВГ. Морозова Е.А., Мадякина А.А., Белоусова М.В., Уткузова М.А., Прусаков В.Ф., и др. Практическая медицина. 2020. Т.18. №5. с.82-87..
Для выявления возможных причин появления синдрома используют:
- ЭЭГ — позволяет изучить электрическую активность мозга, исключает эпилепсию, регистрирует возможные признаки органического поражения;
- нейросонография — выявляет возможные структурные изменения мозга;
- реоэнцефалография — оценивает уровень кровоснабжения мозга и состояние сосудов;
- МРТ, КТ мозга — выявляют возможные патологические изменения органического характера. Эти методики не являются идентичными: одни патологии лучше диагностируются с помощью КТ, другие — с помощью МРТ.
Лечение
Как лечить гиперактивность у ребенка? Основные методики:
- Когнитивно-поведенческая терапия. Улучшает социализацию пациентов. При помощи игр дети учатся целеполаганию и самоконтролю. Если создать благоприятную обстановку, исключить шум и визуальные раздражители, то поведение ребенка часто нормализуется без дополнительных мер.
- Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты детям назначают в крайнем случае: при тяжелом течении болезни и отсутствии эффекта от психотерапии. Корректировка биологических процессов в мозге может помочь ребенку обрести самоконтроль. Для лечения используют группы препаратов, которые регулируют обменные процессы, количество нейромедиаторов в мозге.
Однако в ряде случаев прием таких препаратов приводит к развитию побочных эффектов: головокружению, тошноте, бессоннице, раздражительности, агрессии, дневной сонливости. Детям дошкольного возраста медикаментозное лечение обычно не назначают. - БОС-терапия. Позволяет быстро, мягко и безопасно для ребенка провести коррекцию неврологических нарушений. Малыш выполняет разные задания в игровой форме и учится регулировать свое поведение и активность.
- Массаж и физиотерапия. Наиболее эффективные методики при СДВГ:
- лечебный расслабляющий массаж;
- кинезиотерапия;
- ЛФК;
- плавание, выполнение лечебной гимнастики в воде;
- принятие ванн с успокаивающими травами;
- электросон;
- УФО;
- физиотерапия (воздействие теплом, электрофорез).
Осложнения
СДВГ не приводит к развитию других патологий, но может стать причиной различных нарушений психики и затруднить социализацию ребенка. Часто синдром становится причиной низкой самооценки, развития комплексов и чувства собственной неполноценности из-за плохой учебы и поведения. У взрослых людей СДВГ может привести к проблемам на работе, стать причиной употребления наркотиков, алкоголя, привести к совершению преступлений.
Советы для родителей
Ребенку с СДВГ необходима постоянная занятость. У него должен быть расписан весь день, но без перебора, иначе может возникнуть переутомление. Не нужно кричать на ребенка: часто он просто не может сдерживать себя. Наоборот, важно подчеркивать его успехи, хвалить, чтобы повысить самооценку.
Профилактика
Специфических профилактических мер не существует. Чтобы снизить риск развития заболевания, ребенку необходимо обеспечить:
- правильное питание;
- оптимальный объем физических нагрузок;
- соблюдение режима труда и отдыха;
- своевременное лечение острых инфекций и обострения хронических болезней;
- доброжелательную атмосферу в семье, выстраивание доверительных отношений с ребенком.
Матери стоит отказаться от вредных привычек во время беременности и следовать советам врачей.
Популярные вопросы
Основные критерии постановки диагноза:
- Нарушение концентрации внимания. Ребенок делает много простых ошибок при выполнении заданий, не может долго слушать кого-то или читать, не умеет составлять пошаговые планы действий, часто теряет вещи.
- Гиперактивность. Ребенок не может сидеть на одном месте и постоянно находится в движении: болтает руками, ногами, во время урока может начать ходить по классу. Он разговорчив, вторгается в чужие беседы, выкрикивает ответы и так далее.
После установления диагноза доктор назначает курс терапии, в который обычно входят БОС, ЛФК, различные психотерапевтические и педагогические методики. В самых тяжелых случаях назначают медикаментозное лечение психостимуляторами и ноотропами.
Патологическая гиперактивность диагностируется специалистом по четким критериям. Обычно явные признаки заметны в возрасте от 6 лет.
Нет, нельзя. Однако правильно подобранная системная терапия поможет снять большинство симптомов и предотвратить рецидивы заболевания в будущем.
Цены
Наименование услуги | Цена |
---|---|
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога первичный, с углубленным неврологическим обследованием | 3500 руб. |
Назначение схемы лечения (на срок до 1 месяца) | 2500 руб. |
Назначение схемы лечения (на срок от 1 месяца) | 2900 руб. |
МРТ головного мозга (стандартное исследование) | 5500 руб. |
КТ головы (структура головного мозга) | 3600 руб. |
Консультация (интерпретация) с анализами и обследованиями сторонних организаций | 2900 руб. |
Иглоукалывание поверхностное | 1450 руб. |
Иглорефлексотерапия корпоральная (сеанс) | 2550 руб. |
Транскраниальное дуплексное сканирование (ТКДС) сосудов мозга | 4100 руб. |
Электроэнцефалография | 3600 руб. |
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога, д.м.н. первичный, лечебно-диагностический, амбулаторный | 6500 руб. |
Прием (осмотр, консультация) главного специалиста-невролога первичный, лечебно-диагностический, амбулаторный | 5500 руб. |
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога, ведущего специалиста (детей) первичный, лечебно-диагностический, амбулаторный | 5200 руб. |
С полным прайс-листом можно ознакомиться в регистратуре или задать вопрос по телефону
* Администрация клиники принимает все меры по своевременному обновлению размещенного на сайте прайс-листа, однако во избежание возможных недоразумений, советуем уточнять стоимость услуг в регистратуре или в контакт-центре по телефону +7 (812) 445-65-77.
Размещенный прайс не является офертой. Медицинские услуги оказываются на основании договора.