СДВГ у подростков

Лечением данного заболевания занимается невролог, психотерапевт

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) у подростков и детей младшего школьного возраста представляет собой расстройство развития, которое характеризуется тремя признаками: невнимательностью, импульсивностью и гиперактивностью.

В статье — как определить СДВГ, что делать после установления диагноза.

Признаки СДВГ у подростков

Первые симптомы могут появиться, когда ребенку исполнится 4–5 лет. Очевидными они становятся по достижению школьного возраста: с семи лет. Основной возрастной период, при котором родители приводят ребенка на прием к врачу по поводу проявлений СДВГ, — 8–10 лет  Источник:
Подход к обучению ребенка с признаками СДВГ. В.Д. Гаврилова. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. Т4. №1. с.17-19.
.

Выделяют три основных симптома СДВГ у подростков: невнимательность, гиперактивность, импульсивность.

Невнимательность

Симптом становится очевидным после начала обучения в школе. Ребенок не способен концентрировать внимание более нескольких минут. Он не может завершить начатые задания, часто плохо учится, постоянно отвлекается во время выполнения домашней работы. Ребенок бросает одно дело, берется за другое, которое тоже бросает. К объяснениям учителя школьник не прислушивается, потому что не может сконцентрироваться. Самым очевидным признак невнимательности становится в ситуациях, когда ребенок должен что-то сделать без помощи посторонних.

Гиперактивность

Самый ранний признак СДВГ, который может появиться уже в возрасте 1–2 лет. Он раньше других появляется, но также раньше прочих признаков проходит по достижению подросткового возраста и во взрослом периоде.

Гиперактивность означает повышенную двигательную активность. Ребенок не может долго сидеть на месте, а если сидит, то дергает ногами, ерзает на стуле, размахивает руками и т. д. Как правило, гиперактивность проявляется в привычной обстановке, но в новых обстоятельствах она может исчезать из-за волнения. Это обстоятельство затрудняет диагностику подростковой гиперактивности на приеме у врача.

Импульсивность

Ребенок реагирует на ситуацию слишком быстро. В ответ на требование он начинает его выполнять, не дожидаясь подробностей и разъяснений. Требования заданий оцениваются неадекватно. Импульсивные дети беспечны, небрежны. Ребенок с СДВГ часто недооценивает риски и плохо понимает последствия своих предстоящих действий.

Различия признаков СДВГ у мальчиков и девочек

Особенность СДВГ у девочек-подростков — меньшая выраженность гиперактивности по сравнению с мальчиками. У них преобладают невнимательность и импульсивность.

Как отличить СДВГ от поведенческих проблем и особенностей характера

Невнимательность может быть связана не только с СДВГ, но и с замедленным развитием ребенка, обусловленным патологией мозга или другими заболеваниями: депрессией, тревожным расстройством, дисфункцией щитовидной железы. Чтобы понять, что у ребенка именно СДВГ, врачи оценивают интеллектуальное развитие ребенка, используют анкетирование для выявления психических расстройств и применяют специальные критерии диагностики  Источник:
Особенности развития и обучения суперподвижных детей (с «синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»). Шельшакова Н.Н. Образование и право. 2021. №9. с.196-201.
.

Гиперактивность и импульсивность у подростка могут быть следствием поведенческих проблем или чертой характера. Но при СДВГ они отличаются тем, что не сопровождаются вызывающим, враждебным, протестным поведением.

СДВГ маловероятен, если:

  • у ребенка есть заболевания мозга;
  • симптомы проявляются только в определенных обстоятельствах, например, только дома;
  • они появляются только при общении с определенными людьми, например, только с мамой;
  • симптомы непостоянные: сегодня ребенок ведет себя хорошо, а завтра — плохо;
  • симптомы непродолжительные: появились несколько недель или несколько месяцев назад.

У подростка не может развиться этот синдром, если его не было в более раннем возрасте. Кроме того, маловероятно его прогрессирование: обычно в младшем школьном возрасте симптомы выражены сильнее, чем у подростков и взрослых людей (по мере взросления симптомы всегда уменьшаются, а не усиливаются).

Причины

СДВГ считается полиэтиологическим (многопричинным) расстройством. В его основе лежат генетические механизмы, повреждение нервной системы в период внутриутробного развития, нарушение функционирования нейромедиаторных систем, незрелость лобных долей мозга.

Типы СДВГ

Существует три типа СДВГ в зависимости от наличия трех основных признаков этого синдрома  Источник:
Синдром дефицита внимания и гиперактивности или сдвг. Медицинский взгляд на проблему. Эргашева Н.Н., Юнусов М.З.У. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 2022. с.818-825.
. При комбинированном варианте присутствуют все три признака. СДВГ с преобладанием невнимательности — часто встречающийся тип у девочек, а с преобладанием гиперактивности и импульсивности — у мальчиков.

Первая помощь при синдроме

СДВГ — хроническое состояние, которое сохраняется годами и не приводит к острым осложнениям. Поэтому у пациентов с этим синдромом не возникает потребности в оказании первой помощи.

Диагностика подросткового СДВГ

Диагностика включает:

  1. Оценку трех основных признаков СДВГ. Их наличие констатируют по определенным критериям.
  2. Исключение других причин возникновения похожих симптомов: особенностей характера, тревожных, поведенческих расстройств, аутизма, шизофрении, умственной отсталости.
  3. Исключение органических патологий мозга: черепно-мозговой травмы, инфекций, интоксикаций, наследственных синдромов, эпилепсии, гипотиреоза (недостаточной выработки гормонов щитовидной железой). Для исключения этой группы патологий могут потребоваться лабораторные анализы и инструментальная диагностика (МРТ, ЭЭГ).

Симптомы должны присутствовать минимум в двух разных обстановках: например, дома и в школе. Хотя бы некоторые должны появиться до 12 лет.

Критерии невнимательности у ребенка:

  • Невозможность сосредоточения внимания на деталях, ошибки из-за невнимательности, небрежность при выполнении заданий в школе.
  • Не может долго удерживать внимание во время игры, чтения, беседы.
  • Думает о своем во время беседы, не слушая обращенную к нему речь.
  • Не выполняет полученные инструкции до конца и легко отвлекается от выполнения задания.
  • Часто теряет вещи.
  • Легко отвлекается на другие стимулы, а при подростковом СДВГ ребенок может отвлечься и на собственные мысли.
  • Постоянно забывает выполнить поручения, позвонить по телефону, сделать домашнее задание и т. д.

Невнимательность констатируют, если положительные по меньшей мере шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются более чем полгода. Они плохо влияют на учебную и социальную деятельность.

Критерии наличия импульсивности и гиперактивности у ребенка:

  • Постоянно двигает руками, ногами, не может усидеть на стуле.
  • Покидает свое место в ситуации, когда должен сидеть (например, встает и уходит посреди урока).
  • Бегает или другим способом двигается в ситуациях, когда нужно оставаться на месте, а движения в данный момент запрещены. При СДВГ у подростков для того, чтобы признать этот критерий положительным, достаточно ощущения беспокойства при необходимости оставаться на месте.
  • Не может играть тихо и спокойно.
  • Постоянно двигается и создает впечатление беспокойного ребенка.
  • Постоянно болтает.
  • Начинает отвечать на вопрос, не дослушав до конца. Перебивает других людей и завершает их высказывания.
  • Не может дождаться своей очереди.
  • Прерывает других, вмешивается в чужие игры, берет без спроса чужие вещи. Дополнительный вариант, в чем проявляется СДВГ у подростков по этому критерию, — вмешивается в дела других людей и пытается делать то же самое.

Диагноз устанавливают при наличии шести критериев. При диагностике СДВГ у подростка 17 лет достаточно пяти положительных критериев (применяют критерии диагностики для взрослых пациентов)  Источник:
Самооценка качества жизни младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Волчегорская Е.Ю., Кочетова А.А. Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т.10. №2(35). с.64-66.
.

В основном диагностируют СДВГ у детей школьного возраста. Если признаки этого заболевания выявляют у дошкольника, обычно диагноз не ставят, а проводят наблюдение. Симптоматика часто обостряется только после начала обучения в школе, что связано с возрастанием нагрузок на ребенка.

Как лечить СДВГ у подростков

При СДВГ у подростков лечение включает:

Медикаментозную терапию широко используют для коррекции СДВГ у подростков в западных странах, но ее редко применяют в России  Источник:
Самооценка качества жизни младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Волчегорская Е.Ю., Кочетова А.А. Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т.10. №2(35). с.64-66.
. Обычно лекарства назначают, только если проблемы с поведением и нарушения когнитивных функций невозможно разрешить с помощью немедикаментозных методов.

Основные препараты:

  • стимуляторы центральной нервной системы (метилфенидат, декстроамфетамин) — мощные психостимуляторы, которые улучшают передачу в синапсах норадреналина, дофамина, серотонина;
  • ингибиторы обратного захвата норадреналина (атомоксетин) — усиливают энергетический потенциал адренорецепторов коры головного мозга, тем самым улучшают когнитивные функции ребенка (высшую нервную деятельность — мышление, запоминание, выполнение задач и т. д.);
  • агонисты центральных альфа-рецепторов (гуанфацин, клонидин) — снижают нервное возбуждение и артериальное давление.

Реже применяют:

  • трициклические антидепрессанты — восстанавливают психическую активность, устраняют страх и тревогу;
  • ноотропные средства — улучшают память и умственную деятельность, процесс обучения, повышают устойчивость мозга к гипоксии и интоксикациям;
  • адаптогены — препараты растительного происхождения, которые повышают работоспособность и сопротивляемость организма неблагоприятным факторам внешней среды.

Большинству детей не потребуется медикаментозная терапия, так как бороться с синдромом гиперактивности можно немедикаментозными методами, получая долгосрочный результат.

Возможные осложнения

Основные проблемы дефицита внимания и гиперактивности у подростка:

  • плохая успеваемость в школе;
  • плохие взаимоотношения с родителями;
  • конфликты со сверстниками;
  • повышенный риск правонарушений;
  • высокая частота употребления алкоголя, психоактивных препаратов, курения.

Сопутствующими признаками у подростков часто становятся поведенческие и тревожные расстройства.

Советы родителям: как помочь ребенку

При преобладании гиперактивности у детей школьного возраста стоит дать им возможность удовлетворить свою потребность в избыточной подвижности. В этом поможет спорт. Важно, чтобы нагрузки были интенсивными, но спокойными и равномерными: бег, плавание, лыжи и т. д.

При тревожности следует создать окружение максимального психологического комфорта как минимум в семье.

Необходимо организовать для ребенка хорошие условия для занятий, помочь выстроить правильный режим дня, важно обеспечить полноценный отдых.

Хороший способ, как помочь подростку с СДВГ, — найти для него занятия, которые у ребенка хорошо получаются, давать только те задания, с которыми он может справиться.

При общении с ребенком должны преобладать позитивные методы контроля: похвала, поддержка, но не критика или наказания, которые при СДВГ неэффективны и делают ситуацию только хуже.

В школе нужно договориться с учителями, чтобы место ребенка находилось как можно ближе к учительскому столу. Это расположение поможет ему быть более внимательным. К тому же в этой позиции ребенок будет меньше мешать учителям проводить урок по сравнению с расположением на задней парте. На первой парте школьник почти не видит своих одноклассников, что повышает вероятность сосредоточения внимания на учебе  Источник:
Актуальные проблемы взаимодействия учителей с гиперактивными учащимися. Чижова Е.В. Международный научно-исследовательский журнал. 2020. №4(94). с.111-115.
.

В «СМ-Клиника» вы получите индивидуальные рекомендации, исходя из клинической формы СДВГ у детей и подростков, возраста, успеваемости в школе и основных проблем, связанных с гиперактивностью. Они не помогут полностью избавиться от СДВГ, но повысят качество жизни как ребенка, так и его родителей.

Вопросы

Можно ли вылечить СДВГ у подростка?

СДВГ в подростковом возрасте можно контролировать. По мере взросления симптомы гиперактивности у подростка уменьшаются или исчезают. Иногда проявления остаются даже во взрослом возрасте. В таких ситуациях констатируют резидуальный (остаточный) СДВГ.

Максимальная распространенность заболевания отмечается в младшем школьном возрасте, при этом гиперактивность — преобладающий симптом у этой категории пациентов. Но уже к подростковому возрасту у каждого третьего ребенка признаки СДВГ проходят. Если они сохраняются, то обычно гиперактивность в подростковом возрасте исчезает, а ведущими признаками становятся импульсивность и невнимательность. Вероятность сохранения СДВГ во взрослом возрасте составляет около 50%.

Источники

  1. Подход к обучению ребенка с признаками СДВГ. В.Д. Гаврилова. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. Т4. №1. с.17-19.
  2. Особенности развития и обучения суперподвижных детей (с «синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»). Шельшакова Н.Н. Образование и право. 2021. №9. с.196-201.
  3. Синдром дефицита внимания и гиперактивности или сдвг. Медицинский взгляд на проблему. Эргашева Н.Н., Юнусов М.З.У. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. с.818-825.
  4. Самооценка качества жизни младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Волчегорская Е.Ю., Кочетова А.А. Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т.10. №2(35). с.64-66.
  5. Актуальные проблемы взаимодействия учителей с гиперактивными учащимися. Чижова Е.В. Международный научно-исследовательский журнал. 2020. №4(94). с.111-115.
Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Наши специалисты

Все врачи
м. Дунайская
м. Купчино
м. Ладожская
м. Ленинский проспект
м. Проспект Просвещения
м. Улица Дыбенко
Все станции метро
Мирзашарипова Тахмина Бахтиёржоновна
Невролог
Стаж: 5 лет
Отзывы: 1
Ул. Маршала Захарова, д. 20 (м. Ленинский проспект)
Комарова Галина Васильевна
Невролог. Педиатр
Стаж: 9 лет
Отзывы: 0
Выборгское шоссе, д. 17, корп. 1 (м. Проспект Просвещения)
Ибрагимова Эльнара Серверовна
Невролог
Стаж: 8 лет
Отзывы: 0
Дунайский пр, д.47 (м. Дунайская)
Бондарь Олег Идельевич
Невролог. Врач невролог (эксперт клиники)
Стаж: 30 лет
Отзывы: 1
ул. Малая Балканская, д. 23 (м. Купчино)
Белов Николай Анатольевич
Невролог
Стаж: 7 лет
Отзывы: 0
ул. Малая Балканская, д. 23 (м. Купчино)
Архипенко Елена Юрьевна
Невролог. Рефлексотерапевт
Стаж: 12 лет
Отзывы: 3
ул. Малая Балканская, д. 23 (м. Купчино)
Алмазов Кирилл Сергеевич
Невролог
Стаж: 13 лет
Отзывы: 0
Дунайский пр, д.47 (м. Дунайская)
Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.
Записаться на приём