Аутизм у детей - первые признаки, симптомы, причины возникновения, лечение и диагностика

Аутизм у детей

Содержание статьи

Аутизм у детей – это расстройство, при котором возникают нарушения психического развития. Малыши с таким патологическим состоянием испытывают сложности при контакте с окружающими, имеют ограниченные интересы и склонны выполнять повторяющиеся действия. Причины развития данного состояния до сих пор находятся на стадии изучения. Главная цель лечения заключается в том, чтобы повысить навыки самообслуживания и формирования социальных контактов.

Общие сведения о расстройстве

За последние 25 лет частота выявления патологии существенно увеличилась. Однако причины такого роста пока неизвестны. Допускают, что увеличение процента заболевших детей связано не с распространением расстройства, а со сменой критериев диагностики.

Статистика о распространенности такого нарушения существенно разнится. Связано это с тем, что в разных странах применяют различные подходы к диагностике патологии и ее классификации. Согласно обобщенным данным, от аутизма страдает около 0,1-0,6% процентов малышей. При этом болезнь с учетом расстройств аутистического спектра поражает 1,1-2% детей.

Нарушение проявляется в раннем возрасте. Примечательно, что частота выявления патологии зависит от пола. Девочки страдают от аутизма в три-пять раз реже, чем мальчики. Некоторые ученые считают, что это обусловлено разной генетикой патологии. Другие придерживаются мнения, что причина кроется в лучшем развитии коммуникативных способностей у девочек, благодаря чему легкие формы аутизма у них могут оставаться незаметными Источник:
Гендерные различия при детском аутизме. Клинков В.Н., Сойко В.В. Таврический журнал психиатрии, 2015. с. 9-13
.

Симптоматика у детей разного возраста

При внимательном отношении к ребенку выявить первые признаки аутизма можно в максимально раннем возрасте. Для этого нужно обращать внимание на то, как он контактирует с окружающими, выражает свои чувства и настроение. Отклонения в нервно-психическом развитии дают о себе знать максимально рано, их можно заметить даже у грудничка Источник:
Autism: cause factors, early diagnosis and therapies. Shreya Bhat, U Rajendra Acharya, HojjatAdeli, G MuralidharBairy, Amir Adeli. RevNeurosci, 2014
.

  • У детей до года настороженность должно вызывать нежелание идти на руки, пассивность при появлении мамы или папы и во время коммуникации с ними. Уже в несколько месяцев малыш должен узнавать родителей, различать их интонации. Психическое развитие детей с аутизмом происходит иначе, они равнодушны ко взрослым, не воспринимают их настроение, не делают отличий между родителями и другими окружающими.
  • В возрасте 1-3 лет, когда здоровые дети начинают разговаривать, признаком аутизма является отсутствие речи. При этом словарный запас может соответствовать норме. Однако малыш говорит слова невпопад, применяет собственные словоформы, говорит с неподходящей интонацией. Одна из главных характеристик речи таких детей – это эхолалия, которая проявляется в повторении одних и тех же фраз.
  • У детей дошкольного возраста ключевым симптомом аутизма являются сложности в коммуникации с окружающими. Аутисты не понимают правила игр, не воспринимают эмоции сверстников. Им не доступны невербальные сигналы, непонятно состояние окружающих. Аутисты испытывают дискомфорт, избегают окружения, не смотрят в глаза, плохо реагируют на свое имя. В результате остаются одни и придумывают собственные игры, которые лишены сюжетной основы и со стороны выглядят как бессмысленные однотипные движения.
  • В раннем школьном возрасте максимально ярко проявляются проблемы с обучением. Функциональная активность коры больших полушарий нарушена. Поэтому крайне часто возникает умственная отсталость. Однако в редких случаях у таких детей возникает кардинально противоположная особенность – их интеллектуальные способности существенно превышают средний показатель. Однако даже при развитой речи и отличной памяти у них наблюдаются сложности с абстрактным мышлением, обобщением информации, эмоциональными реакциями. Стремление к одиночеству и обособленность только усиливаются. При этом может возникать агрессия, приступы гнева. Чаще всего она направлена по отношению к самому себе – укусы, удары, повреждения.
  • У подростков болезнь вызывает максимальный дискомфорт, так как патология проявляется гораздо более сильно на фоне гормональных перестроек. Сложности с обучением усугубляются невозможностью полноценно существовать в коллективе. Ребенок уже полностью осознает свою особенность и очень страдает из-за этого. В редких случаях половое созревание благотворно влияет на психику аутиста: он становится более стрессоустойчивым, начинает лучше общаться Источник:
    Неврологические нарушения у детей с аутизмом. Заваденко Н.Н., Печатникова Н.Л., Симашкова Н.В., Заваденко А.Н., Орлова К.А. Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2015. с. 14-21
    .

Причины возникновения аутизма у детей

До сих пор ученые не пришли к единой теории, которая смогла бы четко объяснить, почему у ребенка развивается аутизм. Существует несколько гипотез, которые в качестве основных факторов риска выделяют генетические отклонения, структурные и функциональные нарушения головного мозга, биохимические процессы.

  • Генетические отклонения (наследственность Источник:
    Autism risk factors: genes, environment, and gene-environment interactions. PaulineChaste, MarionLeboyer. DialoguesClinNeurosci, 2012.
    ). Ученые обнаружили ген предрасположенности к аутизму, который подтвердил его наследственную природу. Наличие гена не обязательно приводит к расстройству, но существенно повышает риск его развития. Наличие в семейном анамнезе аутизма даже среди дальних родственников повышает риск развития патологии. Даже если у родных не установлен диагноз, а просто есть отдельные характерные нарушения: речевые расстройства, сложности с пониманием речи и с социальной коммуникацией, эпилепсия, умственная отсталость Источник:
    Генетика аутизма (обзор зарубежной литературы). Бобылова М.Ю., Печатникова Н.Л. Русский журнал детской неврологии, 2013. с. 31-45
    .
  • Структурные нарушения головного мозга. У детей с аутизмом в ходе исследований обнаруживают изменения структуры мозжечка, срединной височной доли, гиппокампа, лобных отделов коры головного мозга. Например, мозжечок отвечает за успешную двигательную активность, но при этом влияет на мышление, внимание, способности к обучению, эмоциональные реакции. В свою очередь, гиппокамп, срединные височные доли влияют на память, эмоциональную саморегуляцию. У малышей с патологией наблюдается уменьшение, диспропорция некоторых отделов, а лобные доли созревают гораздо медленнее, чем у здоровых людей.
  • Функциональные нарушения головного мозга. У 50% малышей с таким заболеванием на ЭЭГ выявляют изменения, которые свидетельствуют о сбоях в работе памяти, внимания, вербального мышления, речевой деятельности.
  • Биохимические процессы. В результате исследований ученые обнаружили, что у таких пациентов нарушен обмен веществ головного мозга, которые отвечают за передачу импульсов между нервными клетками. У пациентов наблюдается повышение серотонина, аспартата и глутамата в крови. При этом не усваивается глютен, казеин и некоторые другие белки.

Существует довольно распространенное мнение, что вакцинация существенно повышает риск развития аутизма у ребенка. Однако это всего лишь заблуждение, которое не имеет под собой научных доказательств. Появилось оно после того, как в конце 90-х в медицинском журнале Lancet опубликовали соответствующее исследование. Через 10 лет появились доказательства того, что данные были сфальсифицированы и не соответствуют действительности Источник:
Вызывает ли вакцинация аутизм? Голубев Д.Б. Эпидемиология и вакцинопрофилактика, 2009. с. 63-34
.

Разновидности аутизма

Врачи используют в практике несколько видовых распределений. Чаще всего специалисты применяют классификацию Никольской, которая позволяет выделить четыре формы аутизма у детей в зависимости от степени тяжести проявлений симптомов. Соответственно, от установленного вида заболевания зависят дальнейшие лечебные действия и прогноз.

  • Первая форма. Наиболее тяжелый тип нарушения с самыми выраженными проявлениями. Характеризуется практически полным отсутствием необходимости контактировать с окружающими, а также неспособностью человека самостоятельно заботиться о себе. Такие дети всегда отрешенные и постоянно используют простые повторяющиеся движения. Основная цель терапии – установить контакт, вовлечь во взаимодействие, развить умения самообслуживания.
  • Вторая форма. В привычной среде аутисты открыты и проявляют способности к простым бытовым навыкам. Нарушения речи проявляются в штампованном повторении одних и тех же фраз. Главная патология заключается в отвержении реальности. Они не хотят учиться или меняться, а протест выражают агрессией или негативизмом. Лечение направлено на развитие контактов с близкими, выработку разных сценариев поведения для приспособления к окружающему миру.
  • Третья форма. Ребенок стремится к обучению и новым достижениям, но при этом боится рисковать, не умеет находить компромиссы. На фоне хороших общих энциклопедических познаний наблюдается слабое понимание реального мира и неспособность вести диалог. Ключевая лечебная цель – обучить общению, сформировать навыки поведения в социуме.
  • Четвертая форма. Наиболее легкая, лучше всего поддается коррекции. Робкий и очень ранимый человек может адекватно вести себя в социуме, но при этом не умеет концентрироваться, работать по инструкциям, придерживаться регламента. Терапия направлена на развитие врожденных способностей, социальных навыков.

Диагностика: как определяют аутизм у ребенка

Методики ранней диагностики аутизма у детей сводятся к наблюдению за малышом в привычных для него условиях. Выявление отклонений затрудняется в том случае, если у родителей это первый ребенок и они не понимают, какое поведение говорит об отклонениях, а какое является вариантом нормы Источник:
Ранний детский аутизм: проблематика и клиническое наблюдение. Емельянова Е.Ю., Иванова Т.И., Крахмалева О.Е., Шарамкова М.А. Омский психиатрический журнал, 2019
.

Обращаться к специалисту нужно, если малыш не смотрит в глаза, не реагирует на взрослых, проявляет нетипичные игровые действия. В один год малыш уже должен лепетать, показывать ручкой на предметы, делать хватательные движения. В полтора – говорить отдельные слова, в два – строить фразы из двух слов.

Отсутствие таких навыков должно насторожить и свидетельствует о необходимости пройти обследование. Изначально можно обратиться за консультацией к педиатру, который при наличии показаний направит к психиатру или неврологу.

На этапе первичной диагностики родителям нужно заполнять специальные опросники. Чаще всего используют:

  • опросник для диагностики (ADI-R);
  • поведенческий опросник для диагностики (ABC);
  • тест для маленьких детей (CHAT);
  • контрольный список оценки показателей (ATEC);
  • шкалу наблюдения для диагностики (ADOS);
  • шкалу рейтинга детского аутизма (CARS).

О наличии нарушений свидетельствует так называемая триада симптомов: сложности с социальным взаимодействием, слабая коммуникация и наличие стереотипности в поведении. На базе полученных данных специалист выявляет характерные признаки и определяет необходимость дальнейшего инструментального обследования, которое состоит из:

Для дифференциации патологии и исключения расстройств речевого, слухового развития, а также патологий зрения, назначают консультации у логопеда, сурдолога, офтальмолога.

Крайне важно при появлении первых подозрений на развитие патологии обращаться к специалисту. Врачи проведут комплексное обследование, установят диагноз и назначат адекватное лечение, которое позволит минимизировать симптоматику и поможет ребенку адаптироваться в социуме Источник:
Диагностика детского аутизма: ошибки и трудности. Макаров И.В., Автенюк А.С. Социальная и клиническая психиатрия, 2018. с. 74-81
.

Способы лечения аутизма у детей

Было бы неправильно утверждать, что можно вылечить аутизм у детей или у взрослых. Полное излечение такого расстройства невозможно. Однако комплексная терапия позволяет существенно снизить симптоматику, повысить коммуникативные навыки, скорректировать поведение и в разы повысить качество жизни.

Комплексная терапия аутизма у детей предусматривает использование разных методов коррекции в таких направлениях Источник:
Детский аутизм: диагностика, терапия, реабилитация. МачуринаТ.Н. International scientific review, 2016
:

  • Психологическая помощь. Направлена на социальную адаптацию, работу с коммуникативными трудностями, распознавание эмоций и настроения окружающих. Позволяет ребенку комфортно чувствовать себя в обществе.
  • Обучение и воспитание. Педагогические методики, которые учитывают особенности патологии, позволяют расширить словарный запас, сформировать правильную речь. Индивидуальные занятия в привычной обстановке избавляют малыша от стресса, повышают эффективность.
  • Приобретение навыков самообслуживания. Существует комплекс действенных техник и методик, которые корректируют поведение и учат ребенка находиться в социуме, адаптироваться к окружающему миру и самостоятельности.
  • Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты позволяют скорректировать поведение и некоторые проявления патологии. Они не лечат болезнь, но улучшают качество жизни, помогая справляться с поведенческими проблемами: гиперактивностью, тревожностью, агрессией, нарушениями сна, истериками.Выбирать препараты должен исключительно врач после обследования ребенка. После достижения ремиссии прием лекарств постепенно отменяют.
  • Диета. Расстройство сопровождается сбоями в работе обменных процессов. Организм не переваривает белки, глютен и казеин. В течение всей жизни показана диета, которая исключает эти вещества – безмолочное,безглютеновое питание.

Если у ребенка во время обследования находят сопутствующие болезни, лечение дополняется другими лекарствами, методами и подходами.

Прогноз

Специалисты дают благоприятный прогноз при таком диагнозе. Расстройство не опасно для жизни, хоть и влияет на ее качество. Будущее ребенка напрямую зависит не только от формы и степени тяжести болезни, но и от своевременного ее обнаружения, а также от правильной терапии.

Важно помнить, что аутизм – это не приговор. Если особенному ребенку создать комфортные условия, он сможет получить походящую профессию и будет вести нормальный образ жизни без особого дискомфорта или проблем. Существует множество примеров, когда люди с аутизмом не только учатся контролировать свое состояние, но и достигают успехов на профессиональном поприще. Есть сведения, что такая патология была даже у ученого Чарльза Дарвина, режиссера Стэнли Кубрика и бывшего президента США Томаса Джефферсона.

Важно помнить, что особое значение приобретает психологическая реабилитация, грамотное и регулярное лечение. Только так можно адаптировать ребенка к социуму, научить его коммуницировать с окружающими и обеспечивать собственные потребности.

Источники:

  1. Autism risk factors: genes, environment, and gene-environment interactions. Pauline Chaste, Marion Leboyer. Dialogues Clin Neurosci, 2012.
  2. Autism: cause factors, early diagnosis and therapies. Shreya Bhat, U Rajendra Acharya, HojjatAdeli, G MuralidharBairy, Amir Adeli. RevNeurosci, 2014
  3. Вызывает ли вакцинация аутизм? Голубев Д.Б. Эпидемиология и вакцинопрофилактика, 2009. с. 63-34
  4. Неврологические нарушения у детей с аутизмом. Заваденко Н.Н., Печатникова Н.Л., Симашкова Н.В., Заваденко А.Н., Орлова К.А. Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2015. с. 14-21
  5. Развитие научных представлений об аутизме. Нелюбина Д.О. Образование и проблемы развития общества, 2019. с. 54-58
  6. Диагностика детского аутизма: ошибки и трудности. Макаров И.В., Автенюк А.С. Социальная и клиническая психиатрия, 2018. с. 74-81
  7. Генетика аутизма (обзор зарубежной литературы). Бобылова М.Ю., Печатникова Н.Л. Русский журнал детской неврологии, 2013. с. 31-45
  8. Детский аутизм: диагностика, терапия, реабилитация. МачуринаТ.Н. International scientific review, 2016
  9. Новая теория о причинах возникновения аутизма. Димитрошкина Л.И. Вестник науки и образования, 2019
  10. Гендерные различия при детском аутизме. Клинков В.Н., Сойко В.В. Таврический журнал психиатрии, 2015. с. 9-13
  11. Ранний детский аутизм: проблематика и клиническое наблюдение. Емельянова Е.Ю., Иванова Т.И., Крахмалева О.Е., Шарамкова М.А. Омский психиатрический журнал, 2019

Записаться на прием

Запись через сайт является предварительной.

Наш сотрудник свяжется с вами для подтверждения записи к специалисту.

 
Указать время
Указать специалиста
 
 
Комплексный подход
Собственная лаборатория
Современное оборудование
Обратный звонок
Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.
Поля обязательны для заполнения *
Оставьте заявку и наш специалист
подберет удобное время для сеанса связи с врачом
Мы отправим ссылку для связи с врачом на e-mail
Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.
Поля обязательны для заполнения *