Аутизм у детей

Лечением данного заболевания занимается невролог
Общая информация

Аутизм у детей – это расстройство, при котором возникают нарушения психического развития. Малыши с таким патологическим состоянием испытывают сложности при контакте с окружающими, имеют ограниченные интересы и склонны выполнять повторяющиеся действия. Причины развития данного состояния до сих пор находятся на стадии изучения. Главная цель лечения заключается в том, чтобы повысить навыки самообслуживания и формирования социальных контактов.

Общие сведения о расстройстве

За последние 25 лет частота выявления патологии существенно увеличилась. Однако причины такого роста пока неизвестны. Допускают, что увеличение процента заболевших детей связано не с распространением расстройства, а со сменой критериев диагностики.

Статистика о распространенности такого нарушения существенно разнится. Связано это с тем, что в разных странах применяют различные подходы к диагностике патологии и ее классификации. Согласно обобщенным данным, от аутизма страдает около 0,1-0,6% процентов малышей. При этом болезнь с учетом расстройств аутистического спектра поражает 1,1-2% детей.

Нарушение проявляется в раннем возрасте. Примечательно, что частота выявления патологии зависит от пола. Девочки страдают от аутизма в три-пять раз реже, чем мальчики. Некоторые ученые считают, что это обусловлено разной генетикой патологии. Другие придерживаются мнения, что причина кроется в лучшем развитии коммуникативных способностей у девочек, благодаря чему легкие формы аутизма у них могут оставаться незаметными  Источник:
Гендерные различия при детском аутизме. Клинков В.Н., Сойко В.В. Таврический журнал психиатрии, 2015. с. 9-13
.

Симптоматика у детей разного возраста

При внимательном отношении к ребенку выявить первые признаки аутизма можно в максимально раннем возрасте. Для этого нужно обращать внимание на то, как он контактирует с окружающими, выражает свои чувства и настроение. Отклонения в нервно-психическом развитии дают о себе знать максимально рано, их можно заметить даже у грудничка  Источник:
Autism: cause factors, early diagnosis and therapies. Shreya Bhat, U Rajendra Acharya, HojjatAdeli, G MuralidharBairy, Amir Adeli. RevNeurosci, 2014
.

  • У детей до года настороженность должно вызывать нежелание идти на руки, пассивность при появлении мамы или папы и во время коммуникации с ними. Уже в несколько месяцев малыш должен узнавать родителей, различать их интонации. Психическое развитие детей с аутизмом происходит иначе, они равнодушны ко взрослым, не воспринимают их настроение, не делают отличий между родителями и другими окружающими.
  • В возрасте 1-3 лет, когда здоровые дети начинают разговаривать, признаком аутизма является отсутствие речи. При этом словарный запас может соответствовать норме. Однако малыш говорит слова невпопад, применяет собственные словоформы, говорит с неподходящей интонацией. Одна из главных характеристик речи таких детей – это эхолалия, которая проявляется в повторении одних и тех же фраз.
  • У детей дошкольного возраста ключевым симптомом аутизма являются сложности в коммуникации с окружающими. Аутисты не понимают правила игр, не воспринимают эмоции сверстников. Им не доступны невербальные сигналы, непонятно состояние окружающих. Аутисты испытывают дискомфорт, избегают окружения, не смотрят в глаза, плохо реагируют на свое имя. В результате остаются одни и придумывают собственные игры, которые лишены сюжетной основы и со стороны выглядят как бессмысленные однотипные движения.
  • В раннем школьном возрасте максимально ярко проявляются проблемы с обучением. Функциональная активность коры больших полушарий нарушена. Поэтому крайне часто возникает умственная отсталость. Однако в редких случаях у таких детей возникает кардинально противоположная особенность – их интеллектуальные способности существенно превышают средний показатель. Однако даже при развитой речи и отличной памяти у них наблюдаются сложности с абстрактным мышлением, обобщением информации, эмоциональными реакциями. Стремление к одиночеству и обособленность только усиливаются. При этом может возникать агрессия, приступы гнева. Чаще всего она направлена по отношению к самому себе – укусы, удары, повреждения.
  • У подростков болезнь вызывает максимальный дискомфорт, так как патология проявляется гораздо более сильно на фоне гормональных перестроек. Сложности с обучением усугубляются невозможностью полноценно существовать в коллективе. Ребенок уже полностью осознает свою особенность и очень страдает из-за этого. В редких случаях половое созревание благотворно влияет на психику аутиста: он становится более стрессоустойчивым, начинает лучше общаться  Источник:
    Неврологические нарушения у детей с аутизмом. Заваденко Н.Н., Печатникова Н.Л., Симашкова Н.В., Заваденко А.Н., Орлова К.А. Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2015. с. 14-21
    .

Причины возникновения аутизма у детей

До сих пор ученые не пришли к единой теории, которая смогла бы четко объяснить, почему у ребенка развивается аутизм. Существует несколько гипотез, которые в качестве основных факторов риска выделяют генетические отклонения, структурные и функциональные нарушения головного мозга, биохимические процессы.

  • Генетические отклонения (наследственность  Источник:
    Autism risk factors: genes, environment, and gene-environment interactions. PaulineChaste, MarionLeboyer. DialoguesClinNeurosci, 2012.
    ). Ученые обнаружили ген предрасположенности к аутизму, который подтвердил его наследственную природу. Наличие гена не обязательно приводит к расстройству, но существенно повышает риск его развития. Наличие в семейном анамнезе аутизма даже среди дальних родственников повышает риск развития патологии. Даже если у родных не установлен диагноз, а просто есть отдельные характерные нарушения: речевые расстройства, сложности с пониманием речи и с социальной коммуникацией, эпилепсия, умственная отсталость  Источник:
    Генетика аутизма (обзор зарубежной литературы). Бобылова М.Ю., Печатникова Н.Л. Русский журнал детской неврологии, 2013. с. 31-45
    .
  • Структурные нарушения головного мозга. У детей с аутизмом в ходе исследований обнаруживают изменения структуры мозжечка, срединной височной доли, гиппокампа, лобных отделов коры головного мозга. Например, мозжечок отвечает за успешную двигательную активность, но при этом влияет на мышление, внимание, способности к обучению, эмоциональные реакции. В свою очередь, гиппокамп, срединные височные доли влияют на память, эмоциональную саморегуляцию. У малышей с патологией наблюдается уменьшение, диспропорция некоторых отделов, а лобные доли созревают гораздо медленнее, чем у здоровых людей.
  • Функциональные нарушения головного мозга. У 50% малышей с таким заболеванием на ЭЭГ выявляют изменения, которые свидетельствуют о сбоях в работе памяти, внимания, вербального мышления, речевой деятельности.
  • Биохимические процессы. В результате исследований ученые обнаружили, что у таких пациентов нарушен обмен веществ головного мозга, которые отвечают за передачу импульсов между нервными клетками. У пациентов наблюдается повышение серотонина, аспартата и глутамата в крови. При этом не усваивается глютен, казеин и некоторые другие белки.

Существует довольно распространенное мнение, что вакцинация существенно повышает риск развития аутизма у ребенка. Однако это всего лишь заблуждение, которое не имеет под собой научных доказательств. Появилось оно после того, как в конце 90-х в медицинском журнале Lancet опубликовали соответствующее исследование. Через 10 лет появились доказательства того, что данные были сфальсифицированы и не соответствуют действительности  Источник:
Вызывает ли вакцинация аутизм? Голубев Д.Б. Эпидемиология и вакцинопрофилактика, 2009. с. 63-34
.

Разновидности аутизма

Врачи используют в практике несколько видовых распределений. Чаще всего специалисты применяют классификацию Никольской, которая позволяет выделить четыре формы аутизма у детей в зависимости от степени тяжести проявлений симптомов. Соответственно, от установленного вида заболевания зависят дальнейшие лечебные действия и прогноз.

  • Первая форма. Наиболее тяжелый тип нарушения с самыми выраженными проявлениями. Характеризуется практически полным отсутствием необходимости контактировать с окружающими, а также неспособностью человека самостоятельно заботиться о себе. Такие дети всегда отрешенные и постоянно используют простые повторяющиеся движения. Основная цель терапии – установить контакт, вовлечь во взаимодействие, развить умения самообслуживания.
  • Вторая форма. В привычной среде аутисты открыты и проявляют способности к простым бытовым навыкам. Нарушения речи проявляются в штампованном повторении одних и тех же фраз. Главная патология заключается в отвержении реальности. Они не хотят учиться или меняться, а протест выражают агрессией или негативизмом. Лечение направлено на развитие контактов с близкими, выработку разных сценариев поведения для приспособления к окружающему миру.
  • Третья форма. Ребенок стремится к обучению и новым достижениям, но при этом боится рисковать, не умеет находить компромиссы. На фоне хороших общих энциклопедических познаний наблюдается слабое понимание реального мира и неспособность вести диалог. Ключевая лечебная цель – обучить общению, сформировать навыки поведения в социуме.
  • Четвертая форма. Наиболее легкая, лучше всего поддается коррекции. Робкий и очень ранимый человек может адекватно вести себя в социуме, но при этом не умеет концентрироваться, работать по инструкциям, придерживаться регламента. Терапия направлена на развитие врожденных способностей, социальных навыков.

Диагностика: как определяют аутизм у ребенка

Методики ранней диагностики аутизма у детей сводятся к наблюдению за малышом в привычных для него условиях. Выявление отклонений затрудняется в том случае, если у родителей это первый ребенок и они не понимают, какое поведение говорит об отклонениях, а какое является вариантом нормы  Источник:
Ранний детский аутизм: проблематика и клиническое наблюдение. Емельянова Е.Ю., Иванова Т.И., Крахмалева О.Е., Шарамкова М.А. Омский психиатрический журнал, 2019
.

Обращаться к специалисту нужно, если малыш не смотрит в глаза, не реагирует на взрослых, проявляет нетипичные игровые действия. В один год малыш уже должен лепетать, показывать ручкой на предметы, делать хватательные движения. В полтора – говорить отдельные слова, в два – строить фразы из двух слов.

Отсутствие таких навыков должно насторожить и свидетельствует о необходимости пройти обследование. Изначально можно обратиться за консультацией к педиатру, который при наличии показаний направит к психиатру или неврологу.

На этапе первичной диагностики родителям нужно заполнять специальные опросники. Чаще всего используют:

  • опросник для диагностики (ADI-R);
  • поведенческий опросник для диагностики (ABC);
  • тест для маленьких детей (CHAT);
  • контрольный список оценки показателей (ATEC);
  • шкалу наблюдения для диагностики (ADOS);
  • шкалу рейтинга детского аутизма (CARS).

О наличии нарушений свидетельствует так называемая триада симптомов: сложности с социальным взаимодействием, слабая коммуникация и наличие стереотипности в поведении. На базе полученных данных специалист выявляет характерные признаки и определяет необходимость дальнейшего инструментального обследования, которое состоит из:

Для дифференциации патологии и исключения расстройств речевого, слухового развития, а также патологий зрения, назначают консультации у логопеда, сурдолога, офтальмолога.

Крайне важно при появлении первых подозрений на развитие патологии обращаться к специалисту. Врачи проведут комплексное обследование, установят диагноз и назначат адекватное лечение, которое позволит минимизировать симптоматику и поможет ребенку адаптироваться в социуме  Источник:
Диагностика детского аутизма: ошибки и трудности. Макаров И.В., Автенюк А.С. Социальная и клиническая психиатрия, 2018. с. 74-81
.

Способы лечения аутизма у детей

Было бы неправильно утверждать, что можно вылечить аутизм у детей или у взрослых. Полное излечение такого расстройства невозможно. Однако комплексная терапия позволяет существенно снизить симптоматику, повысить коммуникативные навыки, скорректировать поведение и в разы повысить качество жизни.

Комплексная терапия аутизма у детей предусматривает использование разных методов коррекции в таких направлениях  Источник:
Детский аутизм: диагностика, терапия, реабилитация. МачуринаТ.Н. International scientific review, 2016
:

  • Психологическая помощь. Направлена на социальную адаптацию, работу с коммуникативными трудностями, распознавание эмоций и настроения окружающих. Позволяет ребенку комфортно чувствовать себя в обществе.
  • Обучение и воспитание. Педагогические методики, которые учитывают особенности патологии, позволяют расширить словарный запас, сформировать правильную речь. Индивидуальные занятия в привычной обстановке избавляют малыша от стресса, повышают эффективность.
  • Приобретение навыков самообслуживания. Существует комплекс действенных техник и методик, которые корректируют поведение и учат ребенка находиться в социуме, адаптироваться к окружающему миру и самостоятельности.
  • Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты позволяют скорректировать поведение и некоторые проявления патологии. Они не лечат болезнь, но улучшают качество жизни, помогая справляться с поведенческими проблемами: гиперактивностью, тревожностью, агрессией, нарушениями сна, истериками. Выбирать препараты должен исключительно врач после обследования ребенка. После достижения ремиссии прием лекарств постепенно отменяют.
  • Диета. Расстройство сопровождается сбоями в работе обменных процессов. Организм не переваривает белки, глютен и казеин. В течение всей жизни показана диета, которая исключает эти вещества – безмолочное, безглютеновое питание.

Если у ребенка во время обследования находят сопутствующие болезни, лечение дополняется другими лекарствами, методами и подходами.

Прогноз

Специалисты дают благоприятный прогноз при таком диагнозе. Расстройство не опасно для жизни, хоть и влияет на ее качество. Будущее ребенка напрямую зависит не только от формы и степени тяжести болезни, но и от своевременного ее обнаружения, а также от правильной терапии.

Важно помнить, что аутизм – это не приговор. Если особенному ребенку создать комфортные условия, он сможет получить походящую профессию и будет вести нормальный образ жизни без особого дискомфорта или проблем. Существует множество примеров, когда люди с аутизмом не только учатся контролировать свое состояние, но и достигают успехов на профессиональном поприще. Есть сведения, что такая патология была даже у ученого Чарльза Дарвина, режиссера Стэнли Кубрика и бывшего президента США Томаса Джефферсона.

Важно помнить, что особое значение приобретает психологическая реабилитация, грамотное и регулярное лечение. Только так можно адаптировать ребенка к социуму, научить его коммуницировать с окружающими и обеспечивать собственные потребности.

Источники

  1. Autism risk factors: genes, environment, and gene-environment interactions. Pauline Chaste, Marion Leboyer. Dialogues Clin Neurosci, 2012.
  2. Autism: cause factors, early diagnosis and therapies. Shreya Bhat, U Rajendra Acharya, HojjatAdeli, G MuralidharBairy, Amir Adeli. RevNeurosci, 2014
  3. Вызывает ли вакцинация аутизм? Голубев Д.Б. Эпидемиология и вакцинопрофилактика, 2009. с. 63-34
  4. Неврологические нарушения у детей с аутизмом. Заваденко Н.Н., Печатникова Н.Л., Симашкова Н.В., Заваденко А.Н., Орлова К.А. Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2015. с. 14-21
  5. Развитие научных представлений об аутизме. Нелюбина Д.О. Образование и проблемы развития общества, 2019. с. 54-58
  6. Диагностика детского аутизма: ошибки и трудности. Макаров И.В., Автенюк А.С. Социальная и клиническая психиатрия, 2018. с. 74-81
  7. Генетика аутизмааутизма (обзор зарубежной литературы). Бобылова М.Ю., Печатникова Н.Л. Русский журнал детской неврологии, 2013. с. 31-45
  8. Детский аутизм: диагностика, терапия, реабилитация. МачуринаТ.Н. International scientific review, 2016
  9. Новая теория о причинах возникновения аутизма. Димитрошкина Л.И. Вестник науки и образования, 2019
  10. Гендерные различия при детском аутизме. Клинков В.Н., Сойко В.В. Таврический журнал психиатрии, 2015. с. 9-13
  11. Ранний детский аутизм: проблематика и клиническое наблюдение. Емельянова Е.Ю., Иванова Т.И., Крахмалева О.Е., Шарамкова М.А. Омский психиатрический журнал, 2019
Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Цены

Наименование услуги Цена
Иглорефлексотерапия корпоральная (сеанс)
2550 руб.
Иглоукалывание поверхностное
1450 руб.
Консультация (интерпретация) с анализами и обследованиями сторонних организаций
2900 руб.
Назначение схемы лечения (на срок до 1 месяца)
2500 руб.
Назначение схемы лечения (на срок от 1 месяца)
2900 руб.
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога первичный, с углубленным неврологическим обследованием
3500 руб.
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога, д.м.н. первичный, лечебно-диагностический, амбулаторный
6500 руб.
Прием (осмотр, консультация) главного специалиста-невролога первичный, лечебно-диагностический, амбулаторный
5500 руб.
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога, ведущего специалиста (детей) первичный, лечебно-диагностический, амбулаторный
5200 руб.
МРТ головного мозга (стандартное исследование)
5500 руб.
Транскраниальное дуплексное сканирование (ТКДС) сосудов мозга
4100 руб.
Электроэнцефалография
3600 руб.
Показать весь список

С полным прайс-листом можно ознакомиться в регистратуре или задать вопрос по телефону

* Администрация клиники принимает все меры по своевременному обновлению размещенного на сайте прайс-листа, однако во избежание возможных недоразумений, советуем уточнять стоимость услуг в регистратуре или в контакт-центре по телефону +7 (812) 445-65-77.

Размещенный прайс не является офертой. Медицинские услуги оказываются на основании договора.

Наши специалисты

Все врачи
м. Дунайская
м. Купчино
м. Ладожская
м. Ленинский проспект
м. Проспект Просвещения
м. Улица Дыбенко
Все станции метро
Алмазов Кирилл Сергеевич
Невролог
Стаж: 13 лет
Отзывы: 0
Дунайский пр, д.47 (м. Дунайская)
Архипенко Елена Юрьевна
Невролог. Рефлексотерапевт
Стаж: 11 лет
Отзывы: 2
ул. Малая Балканская, д. 23 (м. Купчино)
Белов Николай Анатольевич
Невролог
Стаж: 4 года
Отзывы: 0
ул. Малая Балканская, д. 23 (м. Купчино)
Бондарь Олег Идельевич
Невролог
Стаж: 29 лет
Отзывы: 1
ул. Малая Балканская, д. 23 (м. Купчино)
Ибрагимова Эльнара Серверовна
Невролог
Стаж: 7 лет
Отзывы: 0
Дунайский пр, д.47 (м. Дунайская)
Комарова Галина Васильевна
Невролог
Стаж: 8 лет
Отзывы: 0
Выборгское шоссе, д. 17, корп. 1 (м. Проспект Просвещения)
Мирзашарипова Тахмина Бахтиёржоновна
Невролог
Стаж: 4 года
Отзывы: 0
Ул. Маршала Захарова, д. 20 (м. Ленинский проспект)
Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.
Записаться на приём