СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) у детей

Лечением данного заболевания занимается невролог
Общая информация

Синдром дефицита внимания и гиперактивности, кратко СДВГ, наблюдается преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста. СДВГ — результат незрелости когнитивных функций, проявляется нарушением концентрации внимания и чрезмерной физической активностью ребенка. Мальчики страдают этим синдромом в два раза чаще, чем девочки. Детям с СДВГ трудно находиться в коллективе, учиться в школе. Диагностику и лечение синдрома проводят психологи, психиатры.

Типы СДВГ

По преобладанию симптоматики выделяют три типа СДВГ:

  • невнимательный — преобладает нарушение концентрации внимания;
  • гиперактивно-импульсный — преобладает гиперактивная двигательная деятельность;
  • смешанный — с равными проявлениями обоих симптомов  Источник:
    Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Маткеева А.Т. Бюллетень науки и практики, 2021. с. 187-192.
    .

Причинные факторы, которые вызывают СДВГ, негативно влияют и на другие органы, поэтому есть риск возникновения различных заболеваний. С учетом этого выделяют СДВГ простой и осложненный сопутствующей патологией. Осложненный включает три формы:

  • церебрастеническая — с утомляемостью и головными болями;
  • неврозоподобная — с энурезом, заиканием, двигательными тиками;
  • сочетанная — с эпилепсией, депрессией.

Также выделяют четыре степени тяжести СДВГ:

  • минимальная — поведение больного ребенка практически не отличается от поведения здоровых детей;
  • легкая — проблемы с поведением возникают только при помещении ребенка в новые условия;
  • умеренная — есть явное нарушение концентрации внимания и поведения даже в обычных условиях;
  • выраженная — ребенок испытывает серьезные проблемы с общением.

Причины возникновения

В основе СДВГ лежит нарушение познавательной функции головного мозга ребенка. Возникает этот процесс при совокупном воздействии причинных факторов, замедляющих созревание коры головного мозга:

  • мутации в генах серотониновых и дофаминовых рецепторов;
  • возраст матери ребенка младше 18 и старше 35 лет;
  • хронические болезни матери;
  • вредные привычки, от которых женщина не отказалась и во время беременности;
  • задержка внутриутробного развития плода;
  • преждевременные роды;
  • родовые травмы;
  • гипоксия плода во время беременности и родов;
  • интоксикации;
  • особенности воспитания;
  • неблагоприятный психологический климат в семье;
  • неполная семья;
  • гиперопека, или наоборот, невнимание к ребенку.

Причин возникновения СДВГ очень много и установить точную связь между конкретным фактором и развитием болезни почти невозможно. Поэтому и считают, что синдром развивается в результате сочетанного действия причин. В возрасте до трех лет преобладающее значение имеют биологические факторы, непосредственно замедляющие созревание мозговой коры. У детей старшего возраста на первый план выходят психосоциальные причины. У большинства пациентов с СДВГ обнаруживают органическое поражение коры мозга.

Нейропсихологи выделяют два основных механизма развития СДВГ. Нейробиологический механизм подразумевает нарушение метаболизма двух основных нейромедиаторов — норадреналина и дофамина. За эмоциональную составляющую поведения, восприятие информации отвечает дофамин. Норадреналин стимулирует мозговую деятельность, регулирует двигательную функцию, отвечает за память. Взаимодействие этих систем обеспечено постсинаптическими рецепторами. Нарушение одного или нескольких звеньев этой цепочки ведет к ослаблению регуляторной функции ретикулярной формации головного мозга. Результатом становится неадекватное восприятие информации, искажение поведенческого ответа на внешние раздражители  Источник:
История исследования симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности как психологического расстройства. Станишевская Алисандра. Studia Humanitatis, 2020.
.

Нейропсихологический механизм СДВГ обусловлен незрелостью участков мозга, отвечающих за концентрацию внимания и двигательную активность — кора лобных долей, ретикулярная формация, таламус, мозжечок. Нервная система не может полноценно управлять сознательным поведением и контролировать двигательную активность.

Симптомы

Симптомы СДВГ у детей разнообразны, зависят от возраста и условий окружающей среды. Основные признаки — невозможность сконцентрироваться, импульсивные действия, гиперактивное поведение.

Дефицит внимания заключается в том, что ребенку трудно сосредоточиться на каком-то одном действии. Он постоянно отвлекается, забывает, чем занимался. Выполнение задания продвигается медленно, и часто ребенок не доводит дело до финала. Чрезмерная импульсивность приводит к тому, что любой внешний раздражитель вызывает у ребенка моментальную ответную реакцию. Импульсивные дети много разговаривают, не слушают других детей и взрослых, перебивают их, стремятся быть везде первыми.

В основе гиперактивности лежит расторможенность моторной деятельности. Ребенок просто не может усидеть неподвижно, ему нужно все время бегать, прыгать, карабкаться. При этом движения малыша хаотичные, неуклюжие. Гиперактивный ребенок часто совершает бесцельные движения, портит вещи, ломает игрушки. Если он находится в коллективе, то привлекает к себе внимание других детей, и они начинают тоже плохо себя вести. Призвать к порядку гиперактивного ребенка не получается, он не способен подчиняться правилам дисциплины.

У детей младшего возраста наблюдаются следующие признаки:

  • задержка моторного развития;
  • плохая обучаемость повседневным действия и самообслуживанию;
  • неуправляемость;
  • склонность к разрушительным действиям;
  • неумение найти контакт со сверстниками;
  • нарушение речи, заикание;
  • истеричность, агрессивность;
  • отсутствие любознательности  Источник:
    Дошкольники с СДВГ: диагностика и комплексная помощь. Шевченко И.А. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016.
    .

В школьном возрасте течение СДВГ ухудшается, так как детям требуется соблюдать дисциплину, изучать новое. Характерны следующие проявления:

  • отвлекаемость;
  • ошибки при простейших заданиях;
  • грубость с одноклассниками, учителями;
  • неумение правильно организовывать свое рабочее время;
  • беспорядок на столе, в портфеле;
  • нарушение почерка, чтения, счета.

Школьники с СДВГ отстают в учебе от одноклассников, нередко срывают уроки, вступают в конфликты с учителями. У детей формируется низкая самооценка, они становятся замкнутыми, конфликтуют с родителями. Гиперактивное поведение сопровождается высоким риском травмирования как самого ребенка, так и его окружающих. В подростковом возрасте СДВГ приводит к формированию асоциального поведения. Подростки курят, употребляют алкоголь, совершают правонарушения.

Проявления СДВГ иногда остаются с человеком и во взрослой жизни. Такие люди забывчивы и рассеянны, не могут правильно устанавливать свой распорядок дня. Неспособность заканчивать начатые дела приводит к проблемам в профессии, люди с СДВГ не могут добиться карьерного роста. Возникают проблемы в личной, семейной жизни. Рассеянность приводит таких людей в сложные ситуации, аварии.

Диагностика

Определить СДВГ у ребенка может только психолог или психиатр. Первые проявления болезни заметны уже в дошкольном возрасте, поэтому отвести ребенка на прием следует именно в это время. Для постановки диагноза врач выслушивает рассказ родителей, собирает данные о течении беременности и родов, развитии ребенка в первые годы жизни.

Для диагностики врач использует психологические тесты:

  • опросники;
  • анкеты;
  • тесты с рисованием;
  • тесты на внимательность и усидчивость;
  • тест на переключаемость внимания  Источник:
    Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в диагностике и лечении. Заваденко Н.Н. Журнал медико-биологических исследований, 2014. с. 31-39.
    .

В ходе беседы с ребенком психолог отмечает наличие основных признаков, характерных для СДВГ. Дополнительно проводят электроэнцефалографию, которая определяет незрелость отделов коры головного мозга.

Лечение

Лечение СДВГ комплексное, его проводят психологи, неврологи, социальные педагоги. Цели лечения:

  • уменьшить гиперактивность;
  • научить ребенка концентрировать внимание;
  • повысить самооценку ребенка;
  • научить ребенка строить отношения с коллективом.

Терапию проводят совместно с родителями пациента. Им объясняют, что важно создать дома благоприятный психологический климат. У малыша должен быть оборудован свой уголок, рабочее место. В целях безопасности гиперактивным детям не рекомендованы соревновательные виды спорта. Игры должны быть малотравматичными. Школьникам следует создавать мотивацию на успешную учебу.

Психотерапия имеет основное значение при СДВГ. Врач проводит с ребенком индивидуальные занятия, затем подключает родителей. Психолог использует методы когнитивно-поведенческой терапии, которая направлена на улучшение познавательной функции, обучение дисциплине, коррекцию поведения.

В сложных случаях, при отягощенном течении СДВГ, врач подключает медикаментозную терапию. Используют нейролептики, антидепрессанты, психотропные и ноотропные средства  Источник:
Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в понимании и подходах к лечению. Морозова Е.А., Мадякина А.А. Русский журнал детской неврологии, 2019. с. 14-25.
.

Осложнения

Осложнение СДВГ — формирование асоциального поведения. Несвоевременная диагностика, некорректное лечение или отсутствие его быстро вызывают изменения личности подростка. Дети склонны к бродяжничеству, убегают из дома, у них возникают пагубные зависимости. Профилактика осложнений — только ранняя диагностика СДВГ и психологическое лечение проблемы. Профилактика появления самого СДВГ заключается в минимизации действия причинных факторов.

Источники

  1. Дошкольники с СДВГ: диагностика и комплексная помощь. Шевченко И.А. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016.
  2. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Маткеева А.Т. Бюллетень науки и практики, 2021. с. 187-192.
  3. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в диагностике и лечении. Заваденко Н.Н. Журнал медико-биологических исследований, 2014. с. 31-39.
  4. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в понимании и подходах к лечению. Морозова Е.А., Мадякина А.А. Русский журнал детской неврологии, 2019. с. 14-25.
  5. История исследования симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности как психологического расстройства. Станишевская Алисандра. Studia Humanitatis, 2020.
Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.
Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.