Социальное развитие детей дошкольного возраста
Содержание
- Этапы социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста
- Социальные факторы
- Средства социального воспитания
- Социальное развитие в детском саду
- Формирование социальных навыков
- Социальная адаптация ребенка
Дошкольный возраст ребенка — это период, когда активно происходит социально-личностное развитие, формируется характер, поведение. Это важный этап воспитания ребенка. Перед родителями и детскими дошкольными учреждениями в это время стоят важнейшие задачи, решение которых требует времени и сил.
Социально-нравственное развитие — это усвоение традиций среды, культуры, общества, в котором человек растет, формирование навыков общения и жизненных ценностей Источник:
Трубайчук Людмила Владимировна. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, с. 85 - 91, 2015 г. . Еще в младенчестве ребенок начинает постепенно устанавливать контакты с внешним миром.
По мере взросления и осознания разных вещей он учиться контактировать со сверстниками, взрослыми людьми, доверять им, отвечать за свои поступки, строить речь и так далее. Чтобы социальное развитие ребенка шло гармонично необходимо уделять ему максимум внимания и времени. Ответы на вопросы, общение, игры, чтение. В общем, малыш должен получить от взрослых максимум возможной информации об устройстве мира, человеческой среды, нормах и правилах общения, поведения.
Этапы социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста
Социализация личности начинается уже в первый год жизни. Малыш учиться быть частью маленького социума — своей семьи. Ведь именно здесь пока проходит почти вся его жизнь. Развитие ребенка, как части общества, можно поделить на несколько этапов:
Ранний возраст. От рождения до полутора лет дети усваивают информацию об окружающем мире и получают первые навыки коммуникации с близкими людьми. В промежутке от 1,5 до 3 лет малыш чувствует потребность в общении с ровесниками Источник:
Тавед И.А., Емельянова И.Е. Развитие социального интеллекта детей дошкольного возраста в ДОО // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки №3 (67), с. 223 - 228, 2022 г. . В это время закладывается коммуникабельность, навыки жизни в коллективе, умение взаимодействовать с взрослыми и другими детьми.
Это крайне важный момент для развития способности группового взаимодействия, который нельзя упустить. Поэтому если ребенок в силу разных причин не ходит в детский сад, то ему обязательно нужно чаще встречаться со своими ровесниками для развития навыков общения и игр. Кстати, прекрасной альтернативой садику будут различные развивающие клубы для дошкольников.
Не стоит отдавать малыша в компанию детей, которые намного старше его. Для них ребенок будет лишь объектом заботы либо обузой, что может оказать отрицательное влияние на формирование личности.
Примерно с двух-трех лет большое влияние на получение ребенком необходимого социального опыта оказывают педагоги и другой персонал ДОУ. Именно в это время закладываются различные мотивации и отношение малыша к окружающим его людям и действительности.
Но определяющее влияние по-прежнему имеют ближайшие родственники, а также детский коллектив в саду, развивающем центре, на детской площадке и так далее.
Старший дошкольный возраст. В это время ребенок начинает активно коммуницировать с окружающим миром, пользуясь речью и полученными ранее навыками. Он все чаще общается с малознакомыми посторонними людьми, начинает осознавать и развивать свои гендерные личностные особенности, учится понимать половые и социальные роли, характерные для культуры, в которой он живет.
Актуализируются основные ролевые игры, которые помогают ребенку быстро усвоить существующие в обществе нормы поведения и научиться действовать в разных ситуациях, что также является необходимым аспектом социализации.
Во всех этих процессах важнейшую роль играет семья. Отношение родителей к своим и даже чужим детям, модели взаимоотношений внутри семьи — все это имеет большое значение, именно из этого складывается понятие ребенка о том, что правильно, а что нет, а также о нормах поведения Источник:
Мустафаева З.С. Исследование взаимосвязи между языком и психологическим развитием детей дошкольного возраста // Экономика и социум №3(118)-1, с. 739 - 741, 2024 г. .
Социальные факторы
Основные социальные условия, формирующие личность ребенка:
- семья;
- окружение;
- детские учреждения (садик, кружки, студии, спортивные и развивающие центры и так далее);
- деятельность ребенка;
- музыка, литература;
- природа;
- детские книги;
- гаджеты, интернет.
Все это составляет социальную среду ребенка. Помните об этом при воспитании малыша и старайтесь гармонично сочетать все средства, пути и методы развития.
Средства социального воспитания
Соцвоспитание является важнейшей частью развития личности. Это самый лучший и продуктивный период для формирования моральных и коммуникативных навыков малыша.
Именно в этом возрасте объем общения с окружающими людьми резко нарастает, виды деятельности постепенно усложняются, сильно возрастает роль общения со сверстниками. Для позитивного развития личности человека в этом возрасте крайне важно создать необходимые педагогические условия.
Основными средствами и технологиями социального воспитания детей дошкольного возраста являются: игры, беседы, общение с друзьями, чтение и так далее.
Одним из самых познавательных, интересных и эффективных средств воспитания являются игры. Суть данных занятий состоит в том, что ребенку предлагаются определенные модели поведения. В процессе игры ему приходится самостоятельно принимать решения, совершать определенные действия.
В результате ребенок невольно начинает думать о сложностях и тонкостях отношений между людьми, анализировать, естественно на своем детском уровне. Чаще всего в играх ребенок имитирует поведение взрослых людей. В разных ситуациях он примеривает на себя роли родителей, официантов, водителей, строителей, летчиков и так далее.
Имитируя эти ролевые модели, он одновременно учится принимать верные решения, согласовывая их с моральными и нравственными нормами окружающего его социума. Таким образом, ребенок, сам того не осознавая, готовит себя к взрослой жизни, учится строить планы, решать конфликты и так далее.
Старайтесь проводить такие игры и занятия для развития кругозора ребенка как можно чаще. Кроме этого, обязательно читайте ему интересные, познавательные книги, ставьте хорошую музыку, рисуйте и играйте.
Социальное развитие в детском саду
ДОУ довольно сильно влияют на социализацию ребенка.
В садике:
- организовано общение между взрослыми людьми и детьми;
- создана особая социальная среда;
- грамотно организована трудовая, игровая, познавательная деятельность;
- практикуются принципы социального партнерства.
Некоторые родители считают, что посещение детского сада совсем необязательно для их малыша. Это не так. Ведь в садике не только проводятся развивающие занятия и осуществляется плавная подготовка к школе, но и активно идет социальное развитие ребенка, что не менее важно Источник:
Батенова Юлия Валерьевна, Филиппова Оксана Геннадьевна, Сафонова Анастасия Константиновна. Организация конструктивного эмоционального взаимодействия дошкольников в условиях цифровизации образования // Концепт №2, с. 204 - 218, 2024 г. .
Формирование социальных навыков
Чтобы максимально развить социальные навыки ребенка необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- больше общаться — это позволит установить прочный контакт с малышом и быстрее развить его речь;
- учить детей быть максимально внимательными по отношению к окружающим, ведь если он вырастет эгоистом, ему будет сложно понять чувства, желания и потребности других людей, что осложнит существование в социуме;
- дайте ребенку больше ласки, любви, положительных эмоций, не кричите на него, твердо отстаивайте правильную позицию, но без отрицательных эмоций;
- учите бережному обращению с игрушками и другими материальными ценностями, это сильно пригодится во взрослой жизни;
- создайте ребенку правильный круг общения, взаимодействуя со сверстниками он сможет быстро усвоить все основные модели поведения;
- не стесняйтесь похвалить ребенка, если он это заслужил;
- учите основам нравственности, поощряйте доброту и внимательное отношение к другим людям.
Социальная адаптация ребенка
Данный процесс проходит в трех основных сферах:
1. Деятельности. Подразумевает освоение и усложнение различных видов деятельности.
2. Общения. Характеризуется постепенным расширением круга общения ребенка, улучшением качества его содержания, овладением общепринятыми правилами и нормами поведения, правильное использование их в различных жизненных ситуациях с участием социального окружения ребенка.
3. Сознания. Характеризуется работой по осознанию себя как личности, формированием самооценки, осмыслением своей роли в обществе. В процессе социализации ребенок одновременно хочет не выделяться из общей массы, быть как все и проявлять свою индивидуальность путем высказывания собственного мнения, стремления к самостоятельности. То есть социальное развитие ребенка дошкольного возраста происходит одновременно в двух направлениях — индивидуализация и социализация. Это комплексный процесс, направленный на безболезненное вхождение в социум.
Если вхождение в группу сверстников проходит легко и бесконфликтно, то считается что ребенок полностью адаптировался к среде Источник:
Мустафаева З.С. Роль речи в формировании психологических процессов у детей дошкольного возраста // Экономика и социум №3, с. 742 - 744, 2024 г. . Если гармонии нет, то малыш может стать неуверенным в себе, у него развиваются фобии, появляется подавленность, замкнутость, нежелание общаться.
Если определенная социальная группа отвергает ребенка, то он может стать неконтактным, агрессивным. В ряде случаев социализация осложняется в силу наличия объективных психических или физических проблем. В этом случае ребенок часто становится асоциальным и не вписывается в общество. Таким малышам нужна помощь психолога или социальная реабилитация для правильной коррекции нарушений и реинтеграции в социум.
В дошкольном возрасте ребенок наиболее активно усваивает существующие социальные нормы. Высокие темпы развития, открытость новому опыту, миру, а также специальные программы социального развития детей дошкольного возраста создают благоприятные психологические условия для вступления ребенка в общественную жизнь.
Источники:
- Трубайчук Людмила Владимировна. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, с. 85 - 91, 2015 г.
- Тавед И.А., Емельянова И.Е. Развитие социального интеллекта детей дошкольного возраста в ДОО // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки №3 (67), с. 223 - 228, 2022 г.
- Мустафаева З.С. Исследование взаимосвязи между языком и психологическим развитием детей дошкольного возраста // Экономика и социум №3(118)-1, с. 739 - 741, 2024 г.
- Батенова Юлия Валерьевна, Филиппова Оксана Геннадьевна, Сафонова Анастасия Константиновна. Организация конструктивного эмоционального взаимодействия дошкольников в условиях цифровизации образования // Концепт №2, с. 204 - 218, 2024 г.
- Мустафаева З.С. Роль речи в формировании психологических процессов у детей дошкольного возраста // Экономика и социум №3, с. 742 - 744, 2024 г.