Психология отношений детей и родителей
Содержание
- Что такое семья и родительские отношения
- Типы семейных отношений
- Способы воспитания детей в семье
- Принципы детско-родительских отношений
- Особенности воспитания в наши дни
Семейные отношения играют определяющую роль в жизни любого ребенка. Модель поведения, заложенная в детстве, даже если она деструктивная, потом проявляется во многих аспектах. Родители — это люди, которые оказывают максимальное влияние на детей и подростков. Поэтому их основной задачей является формирование гармоничных, хороших отношений, с минимумом конфликтов и ссор.
Что такое семья и родительские отношения
Семьей называют социальную группу, которая оказывает огромное психологическое влияние на человека в течении всей его жизни и способствует формированию наиболее важных ценностей.
В семье взрослые и дети имеют определенные роли и очень тесно взаимодействуют друг с другом в течение долгого времени. Это во многом определяет психологическое, физиологическое, моральное состояние ребенка Источник:
Макарова Елена Александровна, Чичкала Марина Борисовна. Детско-родительские отношения в семье как предиктор психологического благополучия детей и подростков // Вестник Таганрогского института управления и экономики №4, с. 51 - 55, 2023 г. .
Абсолютно нормально и понятно желание семейной пары, которые готовятся стать родителями, дать малышу только самое лучшее. Но мать и отец должны понимать, что при воспитании они во многом будут повторять модель взаимоотношений, которая была в их семьях.
Психологические особенности отношений между детьми и родителями включают в себя:
- Взаимное доверие. Отсутствие сомнений друг в друге обеспечивает спокойствие в семье. Появление подозрений ведет к потере доверия и становится в будущем основной причиной одиночества человека во взрослой жизни. Причем большинство не осознает, что корни проблемы именно в их семейных отношениях в детстве.
- Рациональная оценка. Родители должны давать ребенку достаточно внимания адекватно оценивать его личные и профессиональные успехи. Нужно принимать участие в жизни ребенка, высказывать ему свое одобрение, сочувствие, где-то подсказывать. Только совместными усилиями можно добиться результата.
- Поддержка и сочувствие. Важнейший пункт взаимодействия в семье. Если родители проявляют данные чувства, то ребенок в их обществе чувствует себя спокойно.
- Адекватные требования. С детства ребенок должен четко понимать свои обязанности и выполнять их. В семьях, где распределения обязанностей нет, дети часто испытывают сильный психологический дискомфорт. Они пытаются порадовать родителей, но не знают, как это сделать, так как не понимают своего места в семейной иерархии.
Ребенку необходима постоянная оценка его действий родителями, их поддержка, внимание, чтобы понять, что он все делает правильно. Если реакция со стороны родителей отсутствует, то это приводит к развитию неуверенности, снижению самооценки Источник:
Шахмалова Ирина Жаповна. Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста // Современное педагогическое образование, Т. 6, с. 55 - 58, 2023 г. . В результате ребенок часто пытается найти понимание вне семейных взаимоотношений, часто может быть опасно.
Взрослые люди должны четко осознавать, что их взаимоотношения в семье являются примером для ребенка. Основы характера малыша закладываются до семи лет. После этого что-то изменить в лучшую сторону можно будет только при помощи работы с психологами. А это требует много сил, времени, энергии.
Психология отношений детей и родителей включает в себя следующие важные пункты:
- общение;
- совместная деятельность;
- влияние родителей на формирование характера ребенка;
- влияние ребенка на отношения между отцом и матерью.
Отношения внутри семьи бывают благополучными, когда все уважают и доверяют друг другу, при принятии важных решений учитывают мнение всех членов семьи. Но бывает и противоположный вариант, когда в семье нет понимания, доверия, взаимоуважения.
Есть несколько типов взаимоотношений внутри семьи:
- взаимовыгодное сотрудничество, с учетом интересов всех членов семьи;
- соперничество, когда каждый старается стать лидером семьи и реализовать свои потребности даже путем ущемления интересов остальных членов;
- союз — все люди, входящие в ячейку, имеют свои выгоды;
- конфронтация — стремление стать главным, даже если это грозит существенным ущербом другим членам семьи;
- антагонизм — полное неприятие желаний и мнений друг друга, независимо от семейного статуса.
Первым научным направлением, которое стало подробно изучать детско-родительские отношения и выяснять их влияние на процесс воспитания и формирования характера человека, стал психоанализ. В результате изучения были сформированы воспитательные позиции родителей, которые оказывают наибольшее влияние на характер ребенка и его эмоциональный фон:
1. Оптимальные позиции. Родители относятся к ребенку адекватно, четко видят его потребности, способны принять и понять возрастные изменения, вовремя перестроить свое поведение, чтобы найти подход к ребенку на любых стадиях его развития и взросления.
2. Неоптимальные. Родители ведут себя негибко, прямолинейно. Их поведение всегда неизменно, хотя ребенок растет, его потребности становятся другими, да и окружающая обстановка постоянно меняется Источник:
Алина С. Рощупка. Эмоционально-психологическая близость взрослых детей с родительской фигурой и её связь с уровнем семейных дисфункций // Северо-Кавказский психологический вестник, Т. 21 №4, с. 5 - 25, 2023 г. . Неумение разглядеть эти изменения, неправильная оценка психологического состояния ребенка, неумение предугадать его действия и сыграть на опережение могут отрицательно сказаться на взаимоотношениях внутри семьи.
Необходимо понимать, что данные модели отношений при желании могут быть скорректированы. Но это большой и долгий труд, который требует помощи специалистов.
Типы семейных отношений
Психологи выделяют следующие типов семейных отношений:
1. Социально-биологические. Это гигиена, рождаемость, забота детей и родителей друг о друге.
2. Правовые. Включают вопросы отношений между родителями, а также вопросы наследования и усыновления.
3. Хозяйственно-экономические. Заработок денег, формирование бюджета семьи, забота о малышах и пожилых людях.
4. Нравственные. Воспитание детей, формирование моральных ценностей каждого члена семьи.
5. Педагогические. Родители воспитывают ребенка и когда он вырастает передают педагогическую функцию ему, чтобы он воспитывал своих детей.
6. Психологические. Эмоции и взаимоотношения внутри семьи между всеми ее членами. Чтобы общение и отношения были здоровыми семья должна поддерживать друг друга во всех начинаниях.
Способы воспитания детей в семье
Способ воспитания ребенка в семье определяется такими факторами, как опыт, возраст и взаимоотношения между родителями, социально-экономическое положение семьи, традиционность жизненных взглядов родителей. Свои классификации отношений были предложены многими психологами.
Наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуется классификация психологии отношений между детьми и родителями, согласно которой выделяют следующие типы воспитания детей:
1. Демократический. Родители тепло относятся к ребенку, практически не ограничивают и не контролируют его. Взрослые всегда открыты для общения на равных, ребенку дается полная свобода и к нему проявляется безусловная любовь.
2. Авторитарный. Родители относятся к ребенку холодно и жестко контролируют его. Доверительного отношения данный стиль не предполагает. Ребенок должен четко соблюдать все правила, установленные родителями.
3. Гипоопека. Родители заняты своими делами и не обращают на детей никакого внимания. Если ребенку что-то нужно, то его просьба просто игнорируется. Дети в таких семьях растут сами по себе, им не с кем обсудить проблемы, что приводит к одиночеству. Не получая поддержки от семьи, ребенок начинает искать ее на стороне. Бывает, что родители в какой-то момент осознают свои ошибки и пытаются наверстать упущенное, но, к сожалению, уже поздно. Ребенок отдалился от семьи и не хочет делиться с ними своими достижениями.
4. Гиперопека. Ребенок получает от родителей все, что захочет. Он никогда на получает отказа. В результате человек привыкает во всем полагаться на семью, зная, что в случае чего ему помогут. Это приводит к несамостоятельности, неспособности принимать решения. Если с ребенком что-то происходит, то родители начинают еще сильнее опекать его и контролировать. Со временем ситуация только усугубляется. Родители выбирают ребенку друзей, компанию для прогулок и так далее.
5. Жесткий. Родители в жесткой форме требуют точного и четкого выполнения всех их требований Источник:
Самбикина Оксана Семеновна, Шабалина Евгения Игоревна, Попова Варвара Владимировна, Смирнов Денис Олегович. Методы и технологии формирования семейных ценностей в контексте психолого-педагогического сопровождения современной семьи // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология №16, с. 113 - 119, 2023 г. . Ребенок стремится угодить родителям и прикладывает максимум усилий, чтобы соответствовать их требованиям. Если что-то не получается, то он сильно страдает. Это один из самых деструктивных видов воспитания.
Принципы детско-родительских отношений
Выделяют следующие основные принципы:
- равенства — дети и родители в семье имеют одинаковые права;
- принятия — основывается на том, что люди прислушиваются друг к другу и стараются принимать объективные решения, даже если они не совсем совпадают с их мнением;
- совместного развития детей и родителей;
- понимания — родители всегда пытаются посмотреть на ситуацию глазами ребенка и понять его мотивацию, такой подход способствует укреплению семьи;
- дружбы – дети и родители часто проводят вместе время как друзья и им это нравится;
- общения — главную роль в воспитании играет общение родителей и детей, проговаривание сложных ситуаций, это укрепляет отношения внутри семьи.
Особенности воспитания в наши дни
Для многих современных родителей смысл воспитания заключается в том, чтобы обеспечить ребенку максимальное материальное благополучие. Такой подход воспитывает во многих детях лицемерие, алчность. Они проявляют усилия только в тех ситуациях, когда это может принести им финансовую выгоду. Девочки чаще перенимают такую модель поведения от матери, а мальчики – от отца Источник:
Муртазаева Шахлохон Музаффаровна. Психологические особенности отношений между родителями и детьми в семье // Universum: психология и образование №9 (111), с. 31 - 33, 2023 г. .
Желание изменить отношения внутри семьи должно быть обоюдным и исходить от обеих сторон. Только в этом случае можно добиться нужных результатов. Многие современные родители думают, что их основной задачей является материальное обеспечение детей. А вопросы воспитания может взять на себя школа, спортивная секция, другие образовательные заведения или бабушки с дедушками. Это не так. Никто не может заменить ребенку родителей. Помните об этом!
Источники:
- Макарова Елена Александровна, Чичкала Марина Борисовна. Детско-родительские отношения в семье как предиктор психологического благополучия детей и подростков // Вестник Таганрогского института управления и экономики №4, с. 51 - 55, 2023 г.
- Шахмалова Ирина Жаповна. Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста // Современное педагогическое образование, Т. 6, с. 55 - 58, 2023 г.
- Алина С. Рощупка. Эмоционально-психологическая близость взрослых детей с родительской фигурой и её связь с уровнем семейных дисфункций // Северо-Кавказский психологический вестник, Т. 21 №4, с. 5 - 25, 2023 г.
- Самбикина Оксана Семеновна, Шабалина Евгения Игоревна, Попова Варвара Владимировна, Смирнов Денис Олегович. Методы и технологии формирования семейных ценностей в контексте психолого-педагогического сопровождения современной семьи // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология №16, с. 113 - 119, 2023 г.
- Муртазаева Шахлохон Музаффаровна. Психологические особенности отношений между родителями и детьми в семье // Universum: психология и образование №9 (111), с. 31 - 33, 2023 г.