Отношение матери к ребенку
Содержание
Современная психология утверждает, что на ранних этапах развития ребенка доминирующее влияние на него в семье оказывает именно мать, а не отец. В результате многократного общения у ребенка формируется модель поведения, которая с небольшими изменениями сохраняется всю его жизнь и помогает адаптироваться во внешнем мире Источник:
Мешвелиани Г. Р., Тарасова А. Ю., Петров Ю. А., Палиева Н. В. Психологическое здоровье женщины в период беременности // Главный врач Юга России №1 (87), с. 37 - 40, 2023 г. .
Свои привычки и привязанности, сформированные в раннем детстве, ребенок переносит на свою будущую жизнь. Например, дети, которые ладят с матерью, отлично чувствуют себя в социуме и хорошо общаются с ровесниками.
Если отношение матери к воспитанию детей позитивное, то у малыша на подсознательном уровне формируется чувство поддержки и защищенности, которое он, вырастая, переносит на других людей. У женщин, которые относятся к воспитанию непоследовательно, проявляя разное отношение к малышу, от безудержной любви до равнодушия, у детей развивается ненадежная привязанность Источник:
Шахмалова И.Ж. Основы развития эмоционально-волевой сферы дошкольников // Современное педагогическое образование №3, с. 182 - 184, 2021 г. . Такие негармоничные отношения формируют у ребенка представление об опасности и негативном отношении к нему окружающего мира.
Эмоциональная холодность матери к ребенку в раннем возрасте может негативно влиять на их будущие отношения, а также умение и возможность малыша устанавливать контакт с ровесниками. Все это в будущем может стать основой психологического неблагополучия ребенка Источник:
Морозюк С.Н., Морозюк Ю.В., Кузнецова Е.С. Рефлексивные портреты матерей с разными стилями родительского отношения к ребенку // Просвещение и познание, с. 1 - 6, 2022 г. .
Взаимодействия и отношения
Материнское отношение – это сложнейшая психологическая система. Известно, что ребенок познает мир не только через воспитание и общение, но и путем наблюдения. Причем главным примером для малыша, независимо от его пола, является мать. В результате этих наблюдений формируются взаимоотношения и сложные связи Источник:
Митина Г.В., Шакирова Г.Ф. Взаимосвязь семейной ситуации и эмоционального развития детей дошкольного возраста // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, с. 301 - 307, 2022 г. .
Поведение матери и ее характер оказывают большое влияние на формирование жизненных ценностей ребенка и способов его коммуникации с внешним миром. В раннем детстве практически в каждом ребенке можно легко увидеть черты характера и поведения его родителей (обычно матери).
Различают параметры отношения и параметры взаимодействия ребенка и матери.
Взаимодействие – это:
- поступки матери по отношению к своему ребенку и его ответ на них – то есть, если мать проявляет доброту и заботу, то велика вероятность того, что также будет вести себя и ребенок, со временем эти положительные эмоции окончательно закрепятся и станут чертами характера;
- эмоциональные переживания матери при взаимодействии с ребенком и его ответ на них — например, если при разговоре с ребенком мать выбирает равнодушный эмоциональный фон, то велика вероятность, что у малыша со временем начнет проявляться равнодушие при общении с другими людьми, что сильно осложняет жизнь Источник:
Безенкова Татьяна Александровна, Андриенко Оксана Александровна, Барыбина Валерия Анатольевна, Сорокина Виктория Юрьевна. Психолого-педагогическое сопровождение беременной женщины как фактор укрепления семьи // Современное педагогическое образование №10, с. 12 - 16, 2023 г..
Отношения — это:
- характер матери;
- реальные контакты;
- дистанцирование (физическое или эмоциональное);
- способность правильно отреагировать на стрессовую ситуацию и обеспечить малышу защиту от опасности.
Основные виды отношений
Ниже перечислены основные типы материнского отношения к ребенку:
- поддержка и принятие;
- непринятие;
- полное подавление личности;
- агрессия, жесткость.
Есть много исследований, которые посвящены теме обязанностей матери и ее взаимодействию с детьми. И во многих из них отмечается, что будущая модель отношений мать-ребенок выстраивается у женщины еще до родов. Как изменить отношение матери к детям, если оно негативное? Для этого нужно провести большую психологическую работу.
Основу для будущего общения с детьми закладывают социальные факторы, культурные особенности. Еще одной важной составляющей является беременность. Именно в это время у многих женщин появляются эмоции и осознание будущего материнства.
Неоднократно были зарегистрированы случаи, когда абсолютно равнодушные или не питающие любви к чужим детям женщины, забеременев, полностью меняли свое отношение к материнству. Сформулировать общую модель воспитания, которая подойдет всем, нельзя, так как каждый родитель и его ребенок уникальны по характеру. Но можно попытаться исключить наиболее токсичные способы взаимодействия Источник:
Кельмансон Игорь Александрович. Материнско-фетальная привязанность как естественный феномен беременности и формирования материнства // Педиатрия. Consilium Medicum №1, с. 12 - 18, 2023 г. .
Роль матери в формировании личности ребенка
Отношение с матерью играют определяющую роль в формировании характера и жизненных ценностей малыша.
Для ребенка мама – это:
1. Безопасность. Мама – это единственный человек на свете, рядом с которым ребенок чувствует себя абсолютно спокойно и умиротворенно. Он полностью расслаблен и не боится быть таким, какой он есть. Ему не нужно адаптироваться, притворяться, когда рядом мама. Пользуясь ощущением безопасности, ребенок постепенно учится строить свои взаимоотношения с миром. Он перестает бояться осуждения, насмешек, пропадает страх совершить ошибку. Это бесценный опыт.
2. Гарантия счастливого детства. Мама не только гарантирует ребенку безопасность, но и обеспечивает ему право быть ребенком. Находясь рядом с матерью, ребятишки не боятся быть активными, бегать, прыгать, шалить, так как точно знают, что, если что-то с ними случится, мама обязательно поможет и решит все проблемы. Благодаря этому чувству дети могут сполна насладиться беззаботностью первых лет жизни и не торопиться стать взрослыми.
3. Формирование жизненных ценностей. Все основные модели поведения, привычки, жизненные ценности закладываются у ребенка в соответствие с поведением родителей. Причем определяющее значение здесь имеет мать, а не отец.
Если мама на детской площадке пьет пиво и курит, то через несколько лет, когда ребенок подрастет, ей будет сложно объяснить, что курение и алкоголь — это плохо. Он просто ее не поймет, так как на подсознательном уровне закрепилась мысль, что это вполне нормально, раз так делала мама. Поэтому матерям нужно крайне ответственно относиться к воспитанию детей с раннего возраста и не надеяться, что если ребенок маленький, то с возрастом он все забудет.
4. Модель жизни. Большинство детей в будущем выбирают для себя модель родительских отношений. Поэтому, если у матери был удачный брак, то это повышает шансы на семейное счастье для ее дочери. Дети прекрасно чувствуют все нюансы взаимоотношений между родителями. Даже если они что-то еще не понимают в силу возраста, то все равно чувствуют неладное на подсознательном уровне. Ругань родителей, попытки вранья — все это в будущем может сказаться на ментальном здоровье ребенка.
Источники:
- Мешвелиани Г. Р., Тарасова А. Ю., Петров Ю. А., Палиева Н. В. Психологическое здоровье женщины в период беременности // Главный врач Юга России №1 (87), с. 37 - 40, 2023 г.
- Морозюк С.Н., Морозюк Ю.В., Кузнецова Е.С. Рефлексивные портреты матерей с разными стилями родительского отношения к ребенку // Просвещение и познание, с. 1 - 6, 2022 г.
- Митина Г.В., Шакирова Г.Ф. Взаимосвязь семейной ситуации и эмоционального развития детей дошкольного возраста // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, с. 301 - 307, 2022 г.
- Шахмалова И.Ж. Основы развития эмоционально-волевой сферы дошкольников // Современное педагогическое образование №3, с. 182 - 184, 2021 г.
- Безенкова Татьяна Александровна, Андриенко Оксана Александровна, Барыбина Валерия Анатольевна, Сорокина Виктория Юрьевна. Психолого-педагогическое сопровождение беременной женщины как фактор укрепления семьи // Современное педагогическое образование №10, с. 12 - 16, 2023 г.
- Кельмансон Игорь Александрович. Материнско-фетальная привязанность как естественный феномен беременности и формирования материнства // Педиатрия. Consilium Medicum №1, с. 12 - 18, 2023 г.