Афазия у детей

Общая информация

Афазия — это полное или частичное нарушение уже сформированной речи, развитие которого связано со сбоем работы головного мозга. Чаще всего патология сочетается с расстройствами слуха и чтения, нарушением письменных навыков, расстройствами поведения и психоэмоционального состояния. Диагностировать афазию у детей гораздо сложнее, чем у взрослых. В большинстве случаев патология выявляется в подростковом возрасте. Афазия поддается коррекции, но важная составляющая успешного лечения — своевременное обращение к врачу. Если ребенок перестал разговаривать, необходимо сразу записаться к логопеду.

Причины возникновения

Чаще всего афазия развивается в результате нарушения работы левого полушария головного мозга. В редких случаях патология возникает при локализации патологического очага в правом полушарии. Самые распространенные причины:

  • черепно-мозговая травма;
  • особенности внутриутробного развития;
  • новообразования головного мозга;
  • инфекции, поражающие головной мозг;
  • хирургическое вмешательство на головном мозге;
  • воздействие на организм ядами, химикатами и прочими токсическими веществами;
  • нарушение кровообращения, гипоксия головного мозга.

Факторы риска

Главные факторы риска развития афазии у ребенка:

  • генетическая предрасположенность;
  • тяжело протекающая беременность;
  • сосудистые, ревматологические заболевания в анамнезе;
  • вид деятельности или спорт, сочетающийся с риском получения черепно-мозговой травмы.

Классификация заболевания

В медицинской практике используется несколько классификаций афазии. В зависимости от причины развития они делятся на два вида:

  1. Возникающие из-за поражения коры головного мозга. Причиной повреждения может быть новообразование, ЧМТ и поражение кровеносных сосудов.
  2. Синдром Ландау-Клеффнера  Источник:
    Гетерогенность и клиническая полиморфность приобретенной эпилептической афазии Ландау-Клёффнера. Анисимов Г.В., Калашникова Т.П., Малов А.Г., Кравцов Ю.И., Основина Т.А., Овчинникова Е.С., Гершанок Н.В. Специальное образование №1, 2011. с.15-25
    . В этом случае органические повреждения головного мозга отсутствуют, а причина речевой дисфункции — эпилептиформная активность.

Самой большой популярностью пользуется классификация афазии, разработанная психологом А.Р.Лурием. Она основана на локализации патологии в доминантном полушарии головного мозга и особенностях возникших речевых нарушений. В зависимости от этого признака афазия делится на следующие виды:

  • Эфферентная моторная. Появляется при поражении зоны Брока — участка коры головного мозга, который находится в задненижней части третьей лобной извилины. Основной симптом — больному сложно переключиться с одной артикуляционной позиции на другую.
  • Афферентная моторная. Возникает при расположении патологии в постцентральной коре, расположенной рядом с роландовой бороздой. Пациенту сложно найти отдельную артикуляционную позу, нужную для произношения определенного звука.
  • Акустическо-гностическая. Возникает при поражении зоны Вернике — участка верхней височной извилины. Отличается ухудшением фонетического слуха и понимания речи.
  • Акустико-мнестическая. Развивается при поражении средней височной извилины. Отличается нарушением слухоречевой памяти, а иногда — зрительного представления о предметах.
  • Семантическая. Появляется из-за поражения переднетеменного и задневисочного участка мозговой коры. Ребенок не может назвать предмет, не воспринимает сложно построенные фразы и предложения.
  • Динамическая. Развивается на фоне поражения заднелобного отдела головного мозга. Ребенок не может построить и проговорить полноценное предложение, коммуникация полностью нарушается.

В зависимости от степени выраженности афазия у детей делится на две формы:

  1. Частичная, при которой поражаются отдельные структуры речеобразования. В таком случае полноценная речь чередуется с нарушенной.
  2. Тотальная — обширное поражение коры головного мозга, вовлекающее в патологический процесс моторную и сенсорную функции. При тотальной афазии ребенок не говорит и не воспринимает обращенную к нему речь.

Симптомы детских афазий

Клиническая картина афазии может меняться в зависимости от особенностей поражения головного мозга. Обратиться за помощью к врачу рекомендуется при выявлении следующих симптомов:

  • ребенок медленно говорит, делает долгие паузы между фразами или отдельными словами;
  • говорит слишком быстро, часто сбивается;
  • нелогично строит предложения, использует неуместные слова;
  • пропускает некоторые слова или большие фразы;
  • неправильно интонирует и ставит ударение;
  • не воспринимает сарказм, не понимает скрытый смысл, аллегории;
  • не может вспомнить названия предметов и явлений;
  • часто совершает ошибки во время разговора;
  • не понимает речь.

Если ребенок разговаривал, а потом перестал — необходимо записаться на консультацию к логопеду. Своевременное обращение к специалисту позволяет восстановить утраченную речевую функцию в допустимом объеме.

Осложнения и последствия

При несвоевременном обращении к врачу и позднем старте лечения афазия вызывает тяжелые последствия:

  • необратимое нарушение речи;
  • поведенческие нарушения;
  • утрата способности к коммуникации, самообслуживанию;
  • проблема с социальной адаптацией;
  • психологические расстройства: хронический стресс, депрессия.

Диагностика

Для подтверждения диагноза может понадобиться консультация разных специалистов: логопеда, невролога, детского психиатра. При подозрении на афазию проводится комплексная диагностика  Источник:
Проблемы диагностики и лечения эпилептической афазии. Малов А.Г., Овчинникова Е.С., Калашникова Т.П., Анисимов Г.В., Кравцов Ю.И., Гершанок Н.В. Байкальский медицинский журнал №8, 2011. с.102-105
:

  1. Опрос. Специалист пообщается с родителями, чтобы выяснить, как протекала беременность и роды, какие операции, травмы и заболевания перенес ребенок.
  2. Оценка неврологического статуса. Специалист оценит общемозговые, менингеальные и очаговые симптомы. Также проведет ряд тестов для оценки систем координации и чувствительности.
  3. Нейропсихическое тестирование. В зависимости от стадии афазии результаты теста могут продемонстрировать разные нарушения речи, праксиса, гнозиса, памяти и мышления.
  4. Оценка устной и письменной речи. Специалист задаст ребенку вопросы разной сложности и изучит полученные ответы.
  5. МРТ головного мозга. Обследование позволяет визуализировать очаги атрофии разных участков мозга. Также проводится для исключения сосудистых патологий и онкологического процесса.
  6. Электроэнцефалография. Процедура проводится для исследования электрической активности головного мозга.

Методы лечения

При диагностировании афазии у детей и подростков больным назначается логотерапия. Она предполагает регулярное обучение со специалистом, который для развития, стимуляции и/или восстановления речевой функции использует: специальные наглядные пособия, компьютерные технологии и различные тесты. Длительность работы с логопедом-дефектологом зависит от степени тяжести афазии. Она может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет.

Детям с афазией также рекомендована помощь психолога или детского психиатра. При необходимости применяют поддерживающую медикаментозную терапию:

  • ноотропные препараты — для улучшения кровообращения в головном мозге;
  • вазоактивные препараты — для улучшения тканевого метаболизма, усиления притока кислорода в головному мозге;
  • ингибиторы холинэстеразы — для снижения выраженности когнитивного дефицита и устранения поведенческих нарушений;
  • селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) — для коррекции поведенческих и аффективных нарушений.

Для усиления основного лечения, улучшения самочувствия и нормализации психоэмоционального состояния ребенку показана физиотерапия. Лучшие результаты демонстрируют следующие процедуры:

  • иглорефлексотерапия — воздействие на биологически активные точки тела специальными стерильными иглами;
  • транскраниальная микрополяризация — терапевтическое воздействие на головной мозг микротоками;
  • транскраниальная магнитная стимуляция — стимуляция головного мозга магнитными импульсами;
  • массаж речевой мускулатуры для нормализации тонуса мышц.

Прогноз и профилактика болезни

При раннем начале лечения афазия у детей имеет благоприятный прогноз  Источник:
Вопросы прогноза коррекции речевого развития и восстановления речи при афазии. Визель Т.Г. Вестник угроведения № 4(23), 2015. с.124-130
. Но исход коррекции речевых нарушений напрямую зависит от причины развития патологии, наличия и степени тяжести поражения головного мозга.

Специфической профилактики развития афазии нет. Предотвратить развитие нарушений речевой функции помогает:

  • отказ от вида деятельности, игр и занятий спортом, сочетающихся с высоким риском травмирования;
  • использование защитной амуниции во время катания на велосипеде, самокате и других средствах передвижения;
  • вакцинация согласно календарю профилактических прививок;
  • своевременное посещение врача и лечение заболеваний;
  • соблюдение режима труда и отдыха;
  • полноценный сон;
  • поддержание физической активности;
  • социализация — общение со сверстниками, посещение дошкольных и школьных учебных учреждений;
  • минимизация контактов с химическими веществами и медикаментами;
  • ограничение стресса.

Источники статьи

  1. Вопросы прогноза коррекции речевого развития и восстановления речи при афазии. Визель Т.Г. Вестник угроведения № 4(23), 2015. с.124-130
  2. Проблемы диагностики и лечения эпилептической афазии. Малов А.Г., Овчинникова Е.С., Калашникова Т.П., Анисимов Г.В., Кравцов Ю.И., Гершанок Н.В. Байкальский медицинский журнал №8, 2011. с.102-105
  3. Гетерогенность и клиническая полиморфность приобретенной эпилептической афазии Ландау-Клёффнера. Анисимов Г.В., Калашникова Т.П., Малов А.Г., Кравцов Ю.И., Основина Т.А., Овчинникова Е.С., Гершанок Н.В. Специальное образование №1, 2011. с.15-25
Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.
Автор статьи:
Главный специалист. Врач высшей квалификационной категории
Стаж работы - более 30 лет
Записаться на прием
Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.