Отношения ребенка со сверстниками

Стаж работы: 30 лет
Дата публикации: 14.10.2022
Дата обновления: 19.06.2024
Время прочтения ~  13 мин.
10493

Содержание

Общение — это важнейшая составляющая развития социально-личностных отношений. С его помощью ребенок познает окружающий мир, узнает что-то новое, получает внимание и заботу. И если в первые месяцы и годы жизни весь мир малыша крутится вокруг родителей, то по мере взросления круг его интересов расширяется  Источник:
Галина В. Молчанова, Гузелия Р. Хузеева. Феномен родительства и особенности социализации детей старшего дошкольного возраста в пространстве общения со взрослыми и со сверстниками // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование» №2, с. 79 - 93, 2023 г.
. Он начинает взаимодействие со сверстниками. Это абсолютно нормальный и неизбежный процесс. Но далеко не всем удается сразу выработать навыки общения, некоторые сталкиваются с проблемами: агрессия, стеснительность, страх, игнорирование. В таком случае родителям необходимо поддержать ребенка и помочь ему выстроить правильные взаимоотношения с детьми.

Особенности процесса взаимодействия детей друг с другом: как формируются отношения между сверстниками

Отношения между сверстниками — это первая деятельность ребенка, свободная от влияния взрослых. Для детей взрослые люди, особенно родители, представляют собой безоговорочный авторитет и трудно достигаемый образец для подражания. Они не задумываясь принимают их точку зрения, не пытаются перепроверить полученную от них информацию. Отношения между детьми складываются совсем иначе — они могут иметь разную точку зрения. При несогласии с чем-либо предпринимаются попытки изменить мнение собеседника, что становится важной составляющей личностного развития. Ребенок в коллективе сверстников вырабатывает свою точку зрения, делает собственный моральный выбор.

Основные особенности общения детей со сверстниками:

  • Многообразность. Сверстники могут использовать больше средств общения, чем при выстраивании взаимоотношений со взрослыми. В процессе игры они могут проявить качества и личностные характеристики, которые не демонстрируются во время взаимодействия с родителями.
  • Яркая эмоциональная насыщенность. Именно в момент общения со сверстниками ребенок получает способность сочувствовать и переживать чужие эмоции как свои личные.
  • Отсутствие нормативности и регламента. Ребенок получает свободу он внутренней субординации, которой ему приходилось придерживаться при общении со взрослыми.
  • Возможность проявить инициативу. Это важно для формирования согласованных коммуникативных действий  Источник:
    Проблема межличностных отношений младших школьников со сверстниками. Лукьяненко Е.С., Линецкая О.А. Евразийский Союз Ученых, 2015
    .

Перечисленные особенности характерны для детей дошкольного возраста — от 3 до 6-7 лет. В младшем возрасте (2-4 года) ребенку достаточно веселого совместного времяпрепровождения со сверстником. Ему не интересна его точка зрения, он не стремится доказать свою. Ему нужны только шалости и усиление общего веселья  Источник:
Пронина Анжелика Николаевна, Фаустова Ирина Валерьевна. Влияние нравственных представлений старших дошкольников на межличностные отношения со сверстниками // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review №2 (48), с. 7 - 15, 2023 г.
. Они могут вместе бегать, кричать, кривляться и прятаться. Все это необходимо для привлечения внимания и получения эмоционального отклика. Увидеть в другом ребенке равноценную личность можно только с помощью родителя. Взрослый акцентирует внимание малыша на привлекательных сторонах ровесника, подчеркивает, что он может выполнять такие же простые действия (например, похлопать в ладоши или попрыгать на месте).

Особенности взаимодействия детей в дошкольном возрасте

Отношения ребенка со сверстниками

Чтобы понять, как научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо узнать этапы развития общения. Этот процесс протекает в несколько последовательных стадий:

  1. Отсутствие самостоятельной и специфичной потребности в общении с ровесниками. Этот период продолжается в течение первых 12 месяцев жизни. В конце первого года появляются первые эпизоды практических контактов: дети начинают совместно что-то рассматривать или перетягивать. Контакты носят кратковременный характер, они быстро прекращаются из-за невозможности произвольного регулирования детского поведения.
  2. Повышение интереса к ровесникам. Этап захватывает второй год жизни. Дети начинают развивать совместную активность: перебрасывание предметов, пересмеивание, переглядывание. Общение детей дошкольного возраста со сверстниками на этом этапе отличается яркой эмоциональной окраской: смех, визг, пение и прочие доступные проявления эмоций  Источник:
    Бурлакова Ирина Анатольевна. Е.О. Смирнова о нравственном воспитании детей // Национальный психологический журнал №3 (47), с. 69 - 76, 2022 г.
    .
  3. Повышение значимости друга. Этап захватывает третий и четвертый годы жизни. Ребенок воспринимает сверстника как субъект общения. Их совместная деятельность становится разнообразной и значимой. Но авторитетность и привлекательность взрослого все еще остается более важной.
  4. Друг важнее взрослого. С 4 до 6 лет. Для дошкольника ровесник становится более привлекательным и предпочитаемым. Общение становится более интенсивным, появляется инициатива на контакт даже в дистанционном режиме. Обнаруживается явная коммуникативная потребность детей в общении друг с другом  Источник:
    Особенности отношений со сверстниками в ранней юности. Просекова Е.Н. Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2018. с. 125-130
    .

Особенности взаимодействия детей школьного возраста

Отношения ребенка со сверстниками

К 6-7 годам происходит формирование нового общения с одногодками. В этом возрасте ребенок может общаться внеситуативно, без связи с происходящим в данный момент. Он может рассказать собеседнику о его недавней поездке, планах на будущее, обсудить поведение одноклассников. В этом возрастном периоде психология отношений между детьми все больше начинает напоминать модель взаимоотношений между взрослыми. Их разговоры не ограничиваются играми и игрушками. Они начинают общаться на любые темы, не совершая при этом никаких практических действий  Источник:
Воспитание справедливого отношения к сверстникам у детей шестого года жизни. Тухфетуллина А.М. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, 2010. с. 215-220
.

К шестилетнему возрасту существенно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в жизнь одногодок. Они стремятся помочь и дать правильный совет, сохраняя при этом конкурентное и соревновательное начало. Перестают рассказывать только о себе, стараются узнать больше информации о жизни сверстника: что ему нравится и не нравится, какие есть интересы и планы.

К окончанию дошкольного возраста между детьми формируется стойкая избирательная привязанность, зарождаются первые ростки дружбы. Чаще всего дошкольники собираются в маленькие группы (2-3 человека), внутри которых выстраивается дружелюбная атмосфера  Источник:
Богатырева А.С., Бостанова С.Н. Психологические особенности межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста (на примере школьников 1 и 3 классов) // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта №5 (219), с. 493 - 497, 2023 г.
. Конфликтные ситуации, как правило, развиваются по причине «кто с кем дружит». Ребенок может тяжело переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. В такой момент близким взрослым важно выслушать обиды школьника, выразить свою поддержку и дать совет. Это поможет ему справиться с первыми переживаниями и продолжить поиски друзей. Ссоры, конфликты и непринятие — это нормальная составляющая развития общения детей со сверстниками.

Почему важна социализация ребенка через общение со сверстниками

В широком смысле социализация — это усвоение образцов поведения и ценностей того общества, в котором находится человек. Усвоение социальных отношений ребенком происходит именно посредством общения с одногодками. Контактируя с ними, он активно развивает в себе навыки, умения, речь и социальный опыт. Влияние сверстников на ребенка сказывается и на формировании личной системы ценностей и потребностей.

Социализация в среде посредством общения с одногодками имеет несколько важных моментов:

  1. Формирование эмпатии. Примерно в двухлетнем возрасте малыш начинает понимать чувства других людей. В этот момент взрослым необходимо проговаривать чувства самого малыша, свои личные и окружающих  Источник:
    Эмпатийное отношение к сверстнику в младшем школьном возрасте. Спицына О.А., Балашова О.С. Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2016. с. 169-174
    . Это поможет ему в будущем лучше объяснять свои переживания и замечать эмоции других.
  2. Получение личного опыта общения: как положительного, так и негативного. Взрослым, по возможности, не рекомендуется вмешиваться в детское общение. Делать это можно только при реальной опасности, например, ребенок уже дерется или еще не может за себя постоять. Но и в таких ситуациях необходимо придерживаться нейтралитета и выступать в роли наблюдателя. Не нужно давать оценку происходящему, достаточно просто сообщить о своем наблюдении и малыш, вероятнее всего, сам поделится эмоциями.
  3. Возможность узнать границы дозволенного. Здесь вмешательство близких взрослых приветствуется. В каждой семье присутствуют границы дозволенного, поэтому малышу важно объяснить правильное для вас поведение в группе в детском саду или в школе. Например, можно обозначить несколько правил: «Нельзя обзываться», «Нельзя драться», «Нельзя забирать чужие игрушки».
  4. Разрешение конфликтных ситуаций. Во время ссоры ребенок получает отличный опыт. Постепенно он учится спокойно решать конфликты и понимать чувства друга или собеседника  Источник:
    Специфика отношения к сверстникам у старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад. Подвицкая Г.И. Санкт-Петербургский образовательный вестник, 2018
    .

Как помочь ребенку научиться общаться со сверстниками

Отношения ребенка со сверстниками

Этим вопросом задаются многие родители. Для создания основы для формирования социокоммуникативных навыков взрослым необходимо придерживаться некоторых правил:

  • Искренность и открытость внутри семьи. Взаимоуважение и взаимопомощь среди членов семьи станет лучшим примером для ребенка. Наблюдая за моделью поведения взрослых, он будет проецировать ее на свое общение с людьми.
  • Частые разговоры. Не нужно обесценивать чувства и переживания детей. Их нужно проговаривать и обсуждать.
  • Прививайте уважение к окружающим. Ребенок должен с ранних лет понимать, что кроме его личных интересов существуют мнения других людей. Это не значит, что он должен всем уступать. Важно привить отстаивание своих интересов с возможностью договоренности и аргументации позиции.
  • Поощряйте инициативу в общении. Если ребенок не умеет общаться со сверстниками, но предпринимает попытки завести знакомство — всячески это поощряйте.
  • Регулярно посещайте места, где присутствуют ровесники: детские площадки, клубы, развлекательные центры, развивающие кружки и секции.
  • Не демонстрируйте негативные чувства по отношению к другим детям. Возможно, ребенок избегает сверстников потому, что считает ваше мнение безоговорочно правильным  Источник:
    Коррекция межличностных отношений гиперактивных детей со сверстниками. Бердникова А.А. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2011
    .

Обучение общению с помощью совместной деятельности (игры)

Игры — это самый действенный метод обучения детей, особенно дошкольного возраста. Разобрать и наглядно продемонстрировать разные виды общения помогут ролевые типы игр. Для этого достаточно использовать имеющиеся дома игрушки, с помощью которых можно разыграть с малышом простые сюжеты и жизненные ситуации. Например, Зайчик хочет познакомиться с Белочкой, и предлагает ей стать друзьями. Также можно разыграть конфликтную ситуацию: Собачка обиделась на Котика за то, что он ее дразнит. Котик извинился перед Собачкой, и они продолжили играть. Ребенок, поглощенный процессом игры, подсознательно запоминает проигранные модели поведения и переносит их в реальную жизнь.

Что еще важно учесть

Если ребенка не принимают сверстники, то нужно попытаться найти причину этой проблемы. Есть несколько личностных качеств, которые чаще всего воспринимаются окружающими негативно, создавая трудности в формировании межличностных отношений:

  • Агрессивность. Если малыш агрессивен, то другие дети будут бояться с ним общаться. Они будут думать, что он может их ударить или забрать любимую игрушку.
  • Застенчивость. Если ребенок стесняется сверстников и проявляет чрезмерную нерешительность, то ему будет гораздо сложнее обзавестись друзьями.
  • Эгоизм. Если в процессе общения детей ребенок руководствуется только своими интересами, то одногодки быстро потеряют к нему интерес.
  • Пассивность. Если ребенок не играет в игры и не проявляет инициативу, то детям становится с ним банально неинтересно.

Часто задаваемые вопросы

Что делать, если ребенок не хочет общаться или играть со сверстниками? Почему это происходит?

В первую очередь, важно выяснить, почему ребенок не хочет общаться со сверстниками. С ним нужно поговорить о его коллективе и друзьях, поинтересоваться комфортно ли он себя ощущает в этой компании. Можно поинтересоваться, чем они занимаются и что бы хотел делать ребенок. Возможно, у них просто разные интересы или малыша что-то отпугивает: агрессивность, пассивность и другие неприятные для него личностные характеристики.

Как быть, если ребенка обижают сверстники? Как помочь ребенку социализироваться, если его не принимают?

Ребенок должен быть готов к тому, что не все дети добрые и относятся к окружающим хорошо  Источник:
Бичева Ирина Борисовна, Носкова Юлия Николаевна, Прусакова Арина Дмитриевна. Воспитание дружелюбия как основы нравственно-социального становления дошкольника // Проблемы современного педагогического образования, с. 30 - 33, 2022 г.
. Огородить малыша от всех неприятностей невозможно, поэтому необходимо научить его правильно на них реагировать: обучить говорить «нет» в ситуациях, когда нарушаются его личные границы или поступает предложение поучаствовать в плохой затее и т.д. Стоит объяснить, что на обзывательства можно отвечать юмором — часто это ставит противника в ступор. Важно дать понять, что нельзя становится зачинщиком драки, но, если она началась, нужно защищаться.

Почему ребенок боится или стесняется сверстников?

Для преодоления стеснительности и страха у ребенка не должно быть проблем с самооценкой. Для этого взрослым необходимо внимательно относиться к нему, давать больше самостоятельности, регулярно замечать его достижения и критиковать проступки исключительно конструктивно.

Что делать, если ребенок не находит общий язык со сверстниками?

Возможно, ему не подходит выбранный коллектив. Нужно помочь ребенку найти друзей в другом месте: детские центры развития, спортивные секции, театральные кружки. Дети с общими интересами чаще становятся друзьями.

Ребенок агрессивен со сверстниками: обзывается, дерется. Как быть?

Если внутри семьи и вне ее поддерживаются добрые и внимательные отношения, то у ребенка складывается правильное представление о взаимоотношениях. Поэтому стоит внимательно изучить свое ближайшее окружение — возможно, малыш кого-то копирует? Отличные примеры дружбы и доброты можно найти в литературе и мультфильмах. Взрослым можно устраивать совместные просмотры или чтения с детьми с дальнейшим обсуждением поступков героев — как поступать можно, а как делать не стоит.

Источники статьи:

  1. Особенности отношений со сверстниками в ранней юности. Просекова Е.Н. Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2018. с. 125-130
  2. Специфика отношения к сверстникам у старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад. Подвицкая Г.И. Санкт-Петербургский образовательный вестник, 2018
  3. Воспитание справедливого отношения к сверстникам у детей шестого года жизни. Тухфетуллина А.М. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, 2010. с. 215-220
  4. Эмпатийное отношение к сверстнику в младшем школьном возрасте. Спицына О.А., Балашова О.С. Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2016. с. 169-174
  5. Проблема межличностных отношений младших школьников со сверстниками. Лукьяненко Е.С., Линецкая О.А. Евразийский Союз Ученых, 2015
  6. Коррекция межличностных отношений гиперактивных детей со сверстниками. Бердникова А.А. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2011
  7. Галина В. Молчанова, Гузелия Р. Хузеева. Феномен родительства и особенности социализации детей старшего дошкольного возраста в пространстве общения со взрослыми и со сверстниками // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование» №2, с. 79 - 93, 2023 г.
  8. Пронина Анжелика Николаевна, Фаустова Ирина Валерьевна. Влияние нравственных представлений старших дошкольников на межличностные отношения со сверстниками // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review №2 (48), с. 7 - 15, 2023 г.
  9. Бурлакова Ирина Анатольевна. Е.О. Смирнова о нравственном воспитании детей // Национальный психологический журнал №3 (47), с. 69 - 76, 2022 г.
  10. Богатырева А.С., Бостанова С.Н. Психологические особенности межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста (на примере школьников 1 и 3 классов) // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта №5 (219), с. 493 - 497, 2023 г. 
  11. Бичева Ирина Борисовна, Носкова Юлия Николаевна, Прусакова Арина Дмитриевна. Воспитание дружелюбия как основы нравственно-социального становления дошкольника // Проблемы современного педагогического образования, с. 30 - 33, 2022 г.
Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.
Вопрос и ответ
Что делать, если ребенок не хочет общаться или играть со сверстниками? Почему это происходит?

В первую очередь, важно выяснить, почему ребенок не хочет общаться со сверстниками. С ним нужно поговорить о его коллективе и друзьях, поинтересоваться комфортно ли он себя ощущает в этой компании. Можно поинтересоваться, чем они занимаются и что бы хотел делать ребенок. Возможно, у них просто разные интересы или малыша что-то отпугивает: агрессивность, пассивность и другие неприятные для него личностные характеристики.

Как быть, если ребенка обижают сверстники? Как помочь ребенку социализироваться, если его не принимают?

Ребенок должен быть готов к тому, что не все дети добрые и относятся к окружающим хорошо. Огородить малыша от всех неприятностей невозможно, поэтому необходимо научить его правильно на них реагировать: обучить говорить «нет» в ситуациях, когда нарушаются его личные границы или поступает предложение поучаствовать в плохой затее и т.д. Стоит объяснить, что на обзывательства можно отвечать юмором — часто это ставит противника в ступор. Важно дать понять, что нельзя становится зачинщиком драки, но, если она началась, нужно защищаться.

Почему ребенок боится или стесняется сверстников?

Для преодоления стеснительности и страха у ребенка не должно быть проблем с самооценкой. Для этого взрослым необходимо внимательно относиться к нему, давать больше самостоятельности, регулярно замечать его достижения и критиковать проступки исключительно конструктивно.

Что делать, если ребенок не находит общий язык со сверстниками?

Возможно, ему не подходит выбранный коллектив. Нужно помочь ребенку найти друзей в другом месте: детские центры развития, спортивные секции, театральные кружки. Дети с общими интересами чаще становятся друзьями.

Ребенок агрессивен со сверстниками: обзывается, дерется. Как быть?

Если внутри семьи и вне ее поддерживаются добрые и внимательные отношения, то у ребенка складывается правильное представление о взаимоотношениях. Поэтому стоит внимательно изучить свое ближайшее окружение — возможно, малыш кого-то копирует? Отличные примеры дружбы и доброты можно найти в литературе и мультфильмах. Взрослым можно устраивать совместные просмотры или чтения с детьми с дальнейшим обсуждением поступков героев — как поступать можно, а как делать не стоит.

Статьи по теме

Дата публикации:27.02.2022
Дата обновления:12.07.2024

Как проходит адаптация ребенка в детском саду: что на неё влияет, какие степени проходит, этапы привыкания. Как помочь ребенку адаптироваться?

Подробнее
8 мин
8885
Дата публикации:18.02.2022
Дата обновления:12.07.2024

Материнское отношение к ребенку: как оно формируется, какие бывают типы отношений матери к ребенку и роль мамы для ребенка.

Подробнее
6 мин
7446
Дата публикации:22.02.2022
Дата обновления:13.06.2024

Психологические особенности родительско-детских отношений: какие бывают типы и принципы семейных отношений, способы воспитания детей.

Подробнее
9 мин
37625
Дата публикации:25.02.2022
Дата обновления:13.06.2024

Узнайте как формируется социальное развитие детей дошкольников, от чего оно зависит, какие этапы проходит, какие средства и методы применяются.

Подробнее
8 мин
7670
Дата публикации:01.06.2022
Дата обновления:12.07.2024

В чем особенности эмоционального развития детей в раннем возрасте? Узнайте, как происходит развитие эмоций и чувств детей на первом, втором и третьем году жизни - в раннем детстве.

Подробнее
7 мин
10121
Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.
Записаться на приём