Отношения ребенка со сверстниками
Содержание
- Особенности процесса взаимодействия детей друг с другом
- Особенности взаимодействия детей в дошкольном возрасте
- Особенности взаимодействия детей школьного возраста
- Почему важна социализация ребенка через общение со сверстниками
- Как помочь ребенку научиться общаться со сверстниками
- Обучение общению с помощью совместной деятельности
- Что еще важно учесть
Общение — это важнейшая составляющая развития социально-личностных отношений. С его помощью ребенок познает окружающий мир, узнает что-то новое, получает внимание и заботу. И если в первые месяцы и годы жизни весь мир малыша крутится вокруг родителей, то по мере взросления круг его интересов расширяется Источник:
Галина В. Молчанова, Гузелия Р. Хузеева. Феномен родительства и особенности социализации детей старшего дошкольного возраста в пространстве общения со взрослыми и со сверстниками // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование» №2, с. 79 - 93, 2023 г.. Он начинает взаимодействие со сверстниками. Это абсолютно нормальный и неизбежный процесс. Но далеко не всем удается сразу выработать навыки общения, некоторые сталкиваются с проблемами: агрессия, стеснительность, страх, игнорирование. В таком случае родителям необходимо поддержать ребенка и помочь ему выстроить правильные взаимоотношения с детьми.
Особенности процесса взаимодействия детей друг с другом: как формируются отношения между сверстниками
Отношения между сверстниками — это первая деятельность ребенка, свободная от влияния взрослых. Для детей взрослые люди, особенно родители, представляют собой безоговорочный авторитет и трудно достигаемый образец для подражания. Они не задумываясь принимают их точку зрения, не пытаются перепроверить полученную от них информацию. Отношения между детьми складываются совсем иначе — они могут иметь разную точку зрения. При несогласии с чем-либо предпринимаются попытки изменить мнение собеседника, что становится важной составляющей личностного развития. Ребенок в коллективе сверстников вырабатывает свою точку зрения, делает собственный моральный выбор.
Основные особенности общения детей со сверстниками:
- Многообразность. Сверстники могут использовать больше средств общения, чем при выстраивании взаимоотношений со взрослыми. В процессе игры они могут проявить качества и личностные характеристики, которые не демонстрируются во время взаимодействия с родителями.
- Яркая эмоциональная насыщенность. Именно в момент общения со сверстниками ребенок получает способность сочувствовать и переживать чужие эмоции как свои личные.
- Отсутствие нормативности и регламента. Ребенок получает свободу он внутренней субординации, которой ему приходилось придерживаться при общении со взрослыми.
- Возможность проявить инициативу. Это важно для формирования согласованных коммуникативных действий Источник:
Проблема межличностных отношений младших школьников со сверстниками. Лукьяненко Е.С., Линецкая О.А. Евразийский Союз Ученых, 2015.
Перечисленные особенности характерны для детей дошкольного возраста — от 3 до 6-7 лет. В младшем возрасте (2-4 года) ребенку достаточно веселого совместного времяпрепровождения со сверстником. Ему не интересна его точка зрения, он не стремится доказать свою. Ему нужны только шалости и усиление общего веселья Источник:
Пронина Анжелика Николаевна, Фаустова Ирина Валерьевна. Влияние нравственных представлений старших дошкольников на межличностные отношения со сверстниками // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review №2 (48), с. 7 - 15, 2023 г.. Они могут вместе бегать, кричать, кривляться и прятаться. Все это необходимо для привлечения внимания и получения эмоционального отклика. Увидеть в другом ребенке равноценную личность можно только с помощью родителя. Взрослый акцентирует внимание малыша на привлекательных сторонах ровесника, подчеркивает, что он может выполнять такие же простые действия (например, похлопать в ладоши или попрыгать на месте).
Особенности взаимодействия детей в дошкольном возрасте
Чтобы понять, как научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо узнать этапы развития общения. Этот процесс протекает в несколько последовательных стадий:
- Отсутствие самостоятельной и специфичной потребности в общении с ровесниками. Этот период продолжается в течение первых 12 месяцев жизни. В конце первого года появляются первые эпизоды практических контактов: дети начинают совместно что-то рассматривать или перетягивать. Контакты носят кратковременный характер, они быстро прекращаются из-за невозможности произвольного регулирования детского поведения.
- Повышение интереса к ровесникам. Этап захватывает второй год жизни. Дети начинают развивать совместную активность: перебрасывание предметов, пересмеивание, переглядывание. Общение детей дошкольного возраста со сверстниками на этом этапе отличается яркой эмоциональной окраской: смех, визг, пение и прочие доступные проявления эмоций Источник:
Бурлакова Ирина Анатольевна. Е.О. Смирнова о нравственном воспитании детей // Национальный психологический журнал №3 (47), с. 69 - 76, 2022 г.. - Повышение значимости друга. Этап захватывает третий и четвертый годы жизни. Ребенок воспринимает сверстника как субъект общения. Их совместная деятельность становится разнообразной и значимой. Но авторитетность и привлекательность взрослого все еще остается более важной.
- Друг важнее взрослого. С 4 до 6 лет. Для дошкольника ровесник становится более привлекательным и предпочитаемым. Общение становится более интенсивным, появляется инициатива на контакт даже в дистанционном режиме. Обнаруживается явная коммуникативная потребность детей в общении друг с другом Источник:
Особенности отношений со сверстниками в ранней юности. Просекова Е.Н. Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2018. с. 125-130.
Особенности взаимодействия детей школьного возраста
К 6-7 годам происходит формирование нового общения с одногодками. В этом возрасте ребенок может общаться внеситуативно, без связи с происходящим в данный момент. Он может рассказать собеседнику о его недавней поездке, планах на будущее, обсудить поведение одноклассников. В этом возрастном периоде психология отношений между детьми все больше начинает напоминать модель взаимоотношений между взрослыми. Их разговоры не ограничиваются играми и игрушками. Они начинают общаться на любые темы, не совершая при этом никаких практических действий Источник:
Воспитание справедливого отношения к сверстникам у детей шестого года жизни. Тухфетуллина А.М. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, 2010. с. 215-220.
К шестилетнему возрасту существенно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в жизнь одногодок. Они стремятся помочь и дать правильный совет, сохраняя при этом конкурентное и соревновательное начало. Перестают рассказывать только о себе, стараются узнать больше информации о жизни сверстника: что ему нравится и не нравится, какие есть интересы и планы.
К окончанию дошкольного возраста между детьми формируется стойкая избирательная привязанность, зарождаются первые ростки дружбы. Чаще всего дошкольники собираются в маленькие группы (2-3 человека), внутри которых выстраивается дружелюбная атмосфера Источник:
Богатырева А.С., Бостанова С.Н. Психологические особенности межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста (на примере школьников 1 и 3 классов) // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта №5 (219), с. 493 - 497, 2023 г. . Конфликтные ситуации, как правило, развиваются по причине «кто с кем дружит». Ребенок может тяжело переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. В такой момент близким взрослым важно выслушать обиды школьника, выразить свою поддержку и дать совет. Это поможет ему справиться с первыми переживаниями и продолжить поиски друзей. Ссоры, конфликты и непринятие — это нормальная составляющая развития общения детей со сверстниками.
Почему важна социализация ребенка через общение со сверстниками
В широком смысле социализация — это усвоение образцов поведения и ценностей того общества, в котором находится человек. Усвоение социальных отношений ребенком происходит именно посредством общения с одногодками. Контактируя с ними, он активно развивает в себе навыки, умения, речь и социальный опыт. Влияние сверстников на ребенка сказывается и на формировании личной системы ценностей и потребностей.
Социализация в среде посредством общения с одногодками имеет несколько важных моментов:
- Формирование эмпатии. Примерно в двухлетнем возрасте малыш начинает понимать чувства других людей. В этот момент взрослым необходимо проговаривать чувства самого малыша, свои личные и окружающих Источник:
Эмпатийное отношение к сверстнику в младшем школьном возрасте. Спицына О.А., Балашова О.С. Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2016. с. 169-174. Это поможет ему в будущем лучше объяснять свои переживания и замечать эмоции других. - Получение личного опыта общения: как положительного, так и негативного. Взрослым, по возможности, не рекомендуется вмешиваться в детское общение. Делать это можно только при реальной опасности, например, ребенок уже дерется или еще не может за себя постоять. Но и в таких ситуациях необходимо придерживаться нейтралитета и выступать в роли наблюдателя. Не нужно давать оценку происходящему, достаточно просто сообщить о своем наблюдении и малыш, вероятнее всего, сам поделится эмоциями.
- Возможность узнать границы дозволенного. Здесь вмешательство близких взрослых приветствуется. В каждой семье присутствуют границы дозволенного, поэтому малышу важно объяснить правильное для вас поведение в группе в детском саду или в школе. Например, можно обозначить несколько правил: «Нельзя обзываться», «Нельзя драться», «Нельзя забирать чужие игрушки».
- Разрешение конфликтных ситуаций. Во время ссоры ребенок получает отличный опыт. Постепенно он учится спокойно решать конфликты и понимать чувства друга или собеседника Источник:
Специфика отношения к сверстникам у старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад. Подвицкая Г.И. Санкт-Петербургский образовательный вестник, 2018.
Как помочь ребенку научиться общаться со сверстниками
Этим вопросом задаются многие родители. Для создания основы для формирования социокоммуникативных навыков взрослым необходимо придерживаться некоторых правил:
- Искренность и открытость внутри семьи. Взаимоуважение и взаимопомощь среди членов семьи станет лучшим примером для ребенка. Наблюдая за моделью поведения взрослых, он будет проецировать ее на свое общение с людьми.
- Частые разговоры. Не нужно обесценивать чувства и переживания детей. Их нужно проговаривать и обсуждать.
- Прививайте уважение к окружающим. Ребенок должен с ранних лет понимать, что кроме его личных интересов существуют мнения других людей. Это не значит, что он должен всем уступать. Важно привить отстаивание своих интересов с возможностью договоренности и аргументации позиции.
- Поощряйте инициативу в общении. Если ребенок не умеет общаться со сверстниками, но предпринимает попытки завести знакомство — всячески это поощряйте.
- Регулярно посещайте места, где присутствуют ровесники: детские площадки, клубы, развлекательные центры, развивающие кружки и секции.
- Не демонстрируйте негативные чувства по отношению к другим детям. Возможно, ребенок избегает сверстников потому, что считает ваше мнение безоговорочно правильным Источник:
Коррекция межличностных отношений гиперактивных детей со сверстниками. Бердникова А.А. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2011.
Обучение общению с помощью совместной деятельности (игры)
Игры — это самый действенный метод обучения детей, особенно дошкольного возраста. Разобрать и наглядно продемонстрировать разные виды общения помогут ролевые типы игр. Для этого достаточно использовать имеющиеся дома игрушки, с помощью которых можно разыграть с малышом простые сюжеты и жизненные ситуации. Например, Зайчик хочет познакомиться с Белочкой, и предлагает ей стать друзьями. Также можно разыграть конфликтную ситуацию: Собачка обиделась на Котика за то, что он ее дразнит. Котик извинился перед Собачкой, и они продолжили играть. Ребенок, поглощенный процессом игры, подсознательно запоминает проигранные модели поведения и переносит их в реальную жизнь.
Что еще важно учесть
Если ребенка не принимают сверстники, то нужно попытаться найти причину этой проблемы. Есть несколько личностных качеств, которые чаще всего воспринимаются окружающими негативно, создавая трудности в формировании межличностных отношений:
- Агрессивность. Если малыш агрессивен, то другие дети будут бояться с ним общаться. Они будут думать, что он может их ударить или забрать любимую игрушку.
- Застенчивость. Если ребенок стесняется сверстников и проявляет чрезмерную нерешительность, то ему будет гораздо сложнее обзавестись друзьями.
- Эгоизм. Если в процессе общения детей ребенок руководствуется только своими интересами, то одногодки быстро потеряют к нему интерес.
- Пассивность. Если ребенок не играет в игры и не проявляет инициативу, то детям становится с ним банально неинтересно.
Часто задаваемые вопросы
Что делать, если ребенок не хочет общаться или играть со сверстниками? Почему это происходит?
В первую очередь, важно выяснить, почему ребенок не хочет общаться со сверстниками. С ним нужно поговорить о его коллективе и друзьях, поинтересоваться комфортно ли он себя ощущает в этой компании. Можно поинтересоваться, чем они занимаются и что бы хотел делать ребенок. Возможно, у них просто разные интересы или малыша что-то отпугивает: агрессивность, пассивность и другие неприятные для него личностные характеристики.
Как быть, если ребенка обижают сверстники? Как помочь ребенку социализироваться, если его не принимают?
Ребенок должен быть готов к тому, что не все дети добрые и относятся к окружающим хорошо Источник:
Бичева Ирина Борисовна, Носкова Юлия Николаевна, Прусакова Арина Дмитриевна. Воспитание дружелюбия как основы нравственно-социального становления дошкольника // Проблемы современного педагогического образования, с. 30 - 33, 2022 г.. Огородить малыша от всех неприятностей невозможно, поэтому необходимо научить его правильно на них реагировать: обучить говорить «нет» в ситуациях, когда нарушаются его личные границы или поступает предложение поучаствовать в плохой затее и т.д. Стоит объяснить, что на обзывательства можно отвечать юмором — часто это ставит противника в ступор. Важно дать понять, что нельзя становится зачинщиком драки, но, если она началась, нужно защищаться.
Почему ребенок боится или стесняется сверстников?
Для преодоления стеснительности и страха у ребенка не должно быть проблем с самооценкой. Для этого взрослым необходимо внимательно относиться к нему, давать больше самостоятельности, регулярно замечать его достижения и критиковать проступки исключительно конструктивно.
Что делать, если ребенок не находит общий язык со сверстниками?
Возможно, ему не подходит выбранный коллектив. Нужно помочь ребенку найти друзей в другом месте: детские центры развития, спортивные секции, театральные кружки. Дети с общими интересами чаще становятся друзьями.
Ребенок агрессивен со сверстниками: обзывается, дерется. Как быть?
Если внутри семьи и вне ее поддерживаются добрые и внимательные отношения, то у ребенка складывается правильное представление о взаимоотношениях. Поэтому стоит внимательно изучить свое ближайшее окружение — возможно, малыш кого-то копирует? Отличные примеры дружбы и доброты можно найти в литературе и мультфильмах. Взрослым можно устраивать совместные просмотры или чтения с детьми с дальнейшим обсуждением поступков героев — как поступать можно, а как делать не стоит.
Источники статьи:
- Особенности отношений со сверстниками в ранней юности. Просекова Е.Н. Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2018. с. 125-130
- Специфика отношения к сверстникам у старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад. Подвицкая Г.И. Санкт-Петербургский образовательный вестник, 2018
- Воспитание справедливого отношения к сверстникам у детей шестого года жизни. Тухфетуллина А.М. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, 2010. с. 215-220
- Эмпатийное отношение к сверстнику в младшем школьном возрасте. Спицына О.А., Балашова О.С. Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2016. с. 169-174
- Проблема межличностных отношений младших школьников со сверстниками. Лукьяненко Е.С., Линецкая О.А. Евразийский Союз Ученых, 2015
- Коррекция межличностных отношений гиперактивных детей со сверстниками. Бердникова А.А. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2011
- Галина В. Молчанова, Гузелия Р. Хузеева. Феномен родительства и особенности социализации детей старшего дошкольного возраста в пространстве общения со взрослыми и со сверстниками // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование» №2, с. 79 - 93, 2023 г.
- Пронина Анжелика Николаевна, Фаустова Ирина Валерьевна. Влияние нравственных представлений старших дошкольников на межличностные отношения со сверстниками // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review №2 (48), с. 7 - 15, 2023 г.
- Бурлакова Ирина Анатольевна. Е.О. Смирнова о нравственном воспитании детей // Национальный психологический журнал №3 (47), с. 69 - 76, 2022 г.
- Богатырева А.С., Бостанова С.Н. Психологические особенности межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста (на примере школьников 1 и 3 классов) // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта №5 (219), с. 493 - 497, 2023 г.
- Бичева Ирина Борисовна, Носкова Юлия Николаевна, Прусакова Арина Дмитриевна. Воспитание дружелюбия как основы нравственно-социального становления дошкольника // Проблемы современного педагогического образования, с. 30 - 33, 2022 г.
В первую очередь, важно выяснить, почему ребенок не хочет общаться со сверстниками. С ним нужно поговорить о его коллективе и друзьях, поинтересоваться комфортно ли он себя ощущает в этой компании. Можно поинтересоваться, чем они занимаются и что бы хотел делать ребенок. Возможно, у них просто разные интересы или малыша что-то отпугивает: агрессивность, пассивность и другие неприятные для него личностные характеристики.
Ребенок должен быть готов к тому, что не все дети добрые и относятся к окружающим хорошо. Огородить малыша от всех неприятностей невозможно, поэтому необходимо научить его правильно на них реагировать: обучить говорить «нет» в ситуациях, когда нарушаются его личные границы или поступает предложение поучаствовать в плохой затее и т.д. Стоит объяснить, что на обзывательства можно отвечать юмором — часто это ставит противника в ступор. Важно дать понять, что нельзя становится зачинщиком драки, но, если она началась, нужно защищаться.
Для преодоления стеснительности и страха у ребенка не должно быть проблем с самооценкой. Для этого взрослым необходимо внимательно относиться к нему, давать больше самостоятельности, регулярно замечать его достижения и критиковать проступки исключительно конструктивно.
Возможно, ему не подходит выбранный коллектив. Нужно помочь ребенку найти друзей в другом месте: детские центры развития, спортивные секции, театральные кружки. Дети с общими интересами чаще становятся друзьями.
Если внутри семьи и вне ее поддерживаются добрые и внимательные отношения, то у ребенка складывается правильное представление о взаимоотношениях. Поэтому стоит внимательно изучить свое ближайшее окружение — возможно, малыш кого-то копирует? Отличные примеры дружбы и доброты можно найти в литературе и мультфильмах. Взрослым можно устраивать совместные просмотры или чтения с детьми с дальнейшим обсуждением поступков героев — как поступать можно, а как делать не стоит.