Агрессия у ребенка

Детская агрессия — это поведение ребенка, при котором он стремится причинить вред себе, другим людям, животным или объектам окружающей среды. Агрессия может быть словесной или физической, проявляется разнообразно. Агрессию выказывают дети всех возрастов и социальных групп, наиболее ярко агрессивное поведение демонстрируют мальчики. Диагностику агрессивного поведения и лечение проводят психологи, психиатры.

Причины

Изначально агрессивное поведение ребенка служит способом выражения эмоций. Неправильная ответная реакция со стороны взрослых приводит к тому, что ребенок начинает использовать агрессию как средство достижения своих целей. Немотивированную агрессию в той или иной степени проявляет каждый ребенок, но у некоторых она закрепляется в поведении и становится чертой характера.

Основной механизм агрессии — неумение ребенка правильно выражать свои чувства и потребности.

Причины возникновения агрессии у детей:

  • нарушение развития личности, неустойчивость эмоций;
  • недоразвитие нервной системы;
  • особенности воспитания — внушение мальчикам, что они должны уметь драться;
  • неблагоприятная обстановка в семье — ссоры между взрослыми, открытая демонстрация жестокости, агрессия по отношению к ребенку  Источник:
    Детская агрессия. Лукина М.Л., Шарифулина И.А. Вестник науки и образования №15, 2020. с. 96-99
    .

Спровоцировать вспышку агрессии могут совершенно непредсказуемые действия и состояния — плохая оценка в школе, ссора с друзьями, голод, утомление, требования родителей.

Агрессивное поведение — это не просто капризы или плохое воспитание. Проблема возникает из-за нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. Незрелость отделов коры, отвечающих за эмоции, приводит к преобладанию процесса возбуждения. Торможение при этом отстает, и ребенок не может самостоятельно справиться со своими эмоциями. Накопление эмоционального напряжения требует выхода, но ребенок еще не умеет регулировать этот процесс и начинает вести себя агрессивно.

Классификация

Стремление причинить вред, обычно физический, себе называют аутоагрессией. Если ребенок ведет себя агрессивно по отношению к другим живым и неживым объектам, такое состояние называют гетероагрессией. По характеру поведения различают следующие виды агрессии у детей:

  • физическая — стремление причинить вред с помощью силы, ударить или сломать что-либо;
  • вербальная — словесная, реализована через угрозы и оскорбления;
  • экспрессивная — угрожающие жесты, интонация, мимика, позы.

Агрессивное поведение может быть вызвано внешними факторами, тогда его называют реактивным, или ответным. Реже наблюдается внутренняя агрессия, которая возникает спонтанно, без видимых причин.

Проявления агрессии

Пока дети растут, активно познают мир и учатся общению, агрессивное поведение укладывается в рамки физиологического. Малыши до трехлетнего возраста щипают и дергают за волосы родителей, других детей, порой агрессивно ведут себя с животными. Если приступы агрессии легко пресекаются родительским запретом, ребенок понимает, что так вести себя нельзя — поводов для беспокойства нет. Такое поведение является способом познания окружающего мира, установления коммуникативных связей с другими людьми и животными.

К трехлетнему возрасту физиологическая агрессия исчезает, ребенок понимает, что своими действиями причиняет боль, и начинает вести себя более осторожно. Если же малыш продолжает агрессивные действия, и делает это осознанно, высока вероятность психологической проблемы.

Дети младшего возраста проявляют агрессию следующим образом:

  • укусы;
  • щипки;
  • толчки;
  • кидание предметов;
  • катание по полу;
  • плевки;
  • крики.

Более выражена физическая составляющая агрессии, которая дополнена бессвязными криками.

У детей старше трех лет активно развивается речь, им требуется больше общения. Неумение находить общий язык с другими детьми и взрослыми, слабые навыки коммуникации порождают агрессивное поведение. На этом этапе вербальная составляющая преобладает над физической. Дети больше кричат, ругаются и оскорбляют других людей. Лишь к младшему школьному возрасту ребенок учится справляться со своей агрессией, подавлять ее усилием воли.

Агрессия у школьников уже имеет направленность. Дети используют агрессивное поведение, чтобы выделиться среди других, защитить свои интересы, настоять на своем. Впервые появляются гендерные различия. Мальчики в большей степени используют свою физическую силу. Девочки же предпочитают вербальный способ, действуют более изощренно  Источник:
Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста. Мосина Т.Н. Санкт-Петербургский образовательный вестник №32, 2018.
.

В период полового созревания на фоне гормональной перестройки эмоциональное развитие подростка идет двумя путями. Некоторые справляются со своей агрессией, направляют энергию на продуктивную деятельность. Другие же попадают в состояние депрессии, совершают попытки суицида.

Диагностика

Любые признаки агрессии у ребенка требуют консультации психолога, даже если они укладываются в физиологические рамки. Врач определяет патологичность агрессивного поведения в ходе беседы с маленьким пациентом. Для диагностики нужны данные:

  • анамнез жизни ребенка;
  • особенности воспитания;
  • психологическая обстановка в семье;
  • поведение ребенка дома, в детском саду или школе.

Врач опрашивает родителей, воспитателей в детском саду  Источник:
Основные проблемы и трудности поведения дошкольников. Лысова О.А. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016.
или учителей в школе.

Для более глубокой диагностики психолог использует тесты и опросники:

  • анкеты, которые заполняют ребенок, его родители, воспитатели или учителя;
  • опросники для выявления личностных особенностей;
  • врач предлагает ребенку сделать рисунки, которые бы описывали разные аспекты его жизни;
  • интерпретационные тесты.

Лечение

Основу лечения детской агрессии составляет психотерапия. Занятия с психологом или психиатром разрешены с любого возраста. Врач составляет индивидуальный план лечения, исходя из возраста пациента, уровня его агрессивности, причин проблемы. Способы снятия агрессии:

  • психологическая беседа;
  • упражнения на расслабление;
  • занятия в игровой форме;
  • упражнения для развития коммуникативных навыков;
  • упражнения для управления эмоциями, гневом.

Врач может работать только с ребенком, либо вовлекать в лечебный процесс родителей. Семейная психотерапия в большинстве случаев приносит результаты значительнее, чем индивидуальные занятия.

Игровые упражнения подходят для детей дошкольного возраста. При этом врач и родители являются участниками игры, равными ребенку. Работа с младшими школьниками заключается в проигрывании различных сюжетов и ситуаций, которые предлагают поочередно врач и ребенок. Подростки предпочитают работать с психологом индивидуально. Упражнения нацелены на проработку личностных проблем подростка, обучение самовыражению иными методами. Психолог помогает подростку найти себя в творчестве, хобби.

Групповые занятия нужны для детей всех возрастов. Цель групповой терапии — обучение пациентов коммуникации, введение их в социум. В зависимости от возраста пациентов врач использует беседы, ролевые постановки, рисование, музыку, физическую активность.

Психолог занимается не только с ребенком, но и с его родителями. Врач обучает членов семьи, как правильно реагировать на агрессивное поведение ребенка:

  • регулярно говорить ему о своей любви;
  • вовлекать ребенка в разговор, чтобы разобраться в причинах агрессивного поведения;
  • совместно искать пути решения проблемы;
  • избегать телесных наказаний.

Медикаментозная коррекция поведения показана при тяжелом течении болезни, наличии психопатологических расстройств, угрозе здоровью и жизни самого пациента или окружающих людей. Медикаментозное лечение для снятия агрессии назначает врач-психиатр.

Осложнения

Неконтролируемая агрессия без психологической коррекции быстро становится чертой характера ребенка. Она вызывает гнев, озлобленность, ребенок закрывается от других. Осложнения развиваются обычно к подростковому возрасту  Источник:
Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор дезадаптации младших школьников. Данченкова С.Н. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016.
:

  • акцентуации — патологическое усиление определенной черты характера, предпосылки к развитию обсессивно-компульсивного расстройства;
  • психопатии — патологические расстройства личности с девиантным поведением, отклонение от общепринятых социальных норм;
  • депрессия с суицидальными наклонностями.

Подростки ведут себя общественно опасно, совершают мелкие хулиганства и правонарушения.

Прогноз при детской агрессии относительно благоприятный. Своевременное и корректное лечение у психолога или психиатра позволяет избавиться от агрессивного поведения. Однако сильные эмоции, стрессы, жизненные трудности в будущем могут спровоцировать повторное проявление агрессии.

Источники статьи

  1. Детская агрессия. Лукина М.Л., Шарифулина И.А. Вестник науки и образования №15, 2020. с. 96-99
  2. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста. Мосина Т.Н. Санкт-Петербургский образовательный вестник №32, 2018.
  3. Основные проблемы и трудности поведения дошкольников. Лысова О.А. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016.
  4. Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор дезадаптации младших школьников. Данченкова С.Н. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016.
Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.
Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.