Кризис первого года жизни ребенка
Содержание
- Характеристика кризиса первого года и его причины
- Психология кризиса первого года: признаки и симптомы
- Рекомендации родителям
Кризис первого года жизни ребенка наблюдается в возрасте 1-1,5 лет. Он разделяет периоды младенчества и раннего детства, обеспечивает переход от одного этапа развития к другому. Его начало и продолжительность зависят от индивидуальных физиологических и психологических особенностей Источник:
Кочеткова Наталья Федоровна. Детская агрессия: причины, последствия и пути преодоления // The Newman in Foreign policy №64 (108), с. 39 - 41, 2022 г..
Характеристика кризиса первого года и его причины
За год жизни ребенок приспосабливается к окружающей действительности. Примерно к 1-му году он начинает ходить. Малыш начинает чувствовать независимость от мамы, стремится к самоутверждению, становится более свободным и настойчивым Источник:
Василенко Виктория Евгеньевна, Наталенко Яна Владимировна. Проявления кризиса одного года в связи с характеристиками семейного взаимодействия // Сибирский психологический журнал №80, с. 165 - 191, 2021 г. .
Появляется собственная воля. Если раньше все его потребности определяли взрослые, то сейчас появляются свои желания и нежелания, а также широкий спектр новых целей. Также формируется автономная речь – способность по-своему называть окружающие предметы.
Новые возможности рушат предыдущую картину мира, вызывают сильные переживания, формируют новые способы взаимодействия с окружающими людьми.
Психология кризиса первого года: признаки и симптомы
Помимо способности ходить и автономной речи, у годовалого ребенка активно развиваются моторика, мышление и воображение. Его язык понятен не только ему, но и близким людям. Ребенок начинает задавать вопросы Источник:
Гудкова Татьяна Николаевна. Понятие кризиса. функции кризиса в развитии. Виды кризисов // Universum: психология и образование №4 (118), с. 18 - 21, 2024 г. .
Если раньше его привлекали какие-то предметы в руках взрослых, то теперь они интересны ему сами по себе. Он хочет все делать сам, даже при отсутствии нужных навыков. Появляется избирательность в общении со взрослыми, например неприятие чужих и требовательность по отношению к близким.
К новым возможностям передвижения и познания окружающей действительности присоединяются первые запреты, например ребенку запрещают есть из собачей миски и совать пальцы в розетку. Запреты трансформируются в осознанные желания и стремления, которые можно выразить словом.
На фоне всплеска самостоятельности и развития воли появляются аффективные гипобулические реакции, напоминающие припадки: плач, крик, топанье ногами, драки. Они выражают неприятие непонимания со стороны взрослых, а также протест против их запретов Источник:
Владимирова С.В. Самосознание ребенка в дошкольном возрасте // Глобус, с. 46 - 49, 2020 г. . Ребенок пытается заставить взрослых пойти на поводу у своих желаний. Он становится непослушным, отказывается делать то, что просят взрослые, требует повышенного внимания к себе, становится упрямым и обидчивым. В то же время у него развивается повышенная чувствительность к поощрениям и порицаниям не только его самого, но и его действий.
Рекомендации родителям
Будьте терпеливы и позвольте ребенку проявлять самостоятельность, если это безопасно. Придерживайтесь демократического стиля воспитания – поощряйте инициативу, учитывайте потребности, помогайте. Не стоит повторять за ребенком изобретенные им слова, иначе он дольше будет учиться разговаривать нормально.
Сила и выраженность негативных реакций ребенка во время возрастного кризиса зависят от обстановки в семье. Непоследовательный стиль воспитания увеличивает аффективные проявления Источник:
Кулебякина Дарья Андреевна, Коротаева Татьяна Васильевна. Проблемы молодой семьи // Вестник науки и образования №1 (104), с. 30 - 32, 2021 г. .
Суть кризиса первого года – противоречие между стремлением к самостоятельности и зависимостью от взрослых. Главная качественная трансформация этого периода – ориентация ребенка на оценку взрослого.
Источники:
- Кочеткова Наталья Федоровна. Детская агрессия: причины, последствия и пути преодоления // The Newman in Foreign policy №64 (108), с. 39 - 41, 2022 г.
- Василенко Виктория Евгеньевна, Наталенко Яна Владимировна. Проявления кризиса одного года в связи с характеристиками семейного взаимодействия // Сибирский психологический журнал №80, с. 165 - 191, 2021 г.
- Владимирова С.В. Самосознание ребенка в дошкольном возрасте // Глобус, с. 46 - 49, 2020 г.
- Гудкова Татьяна Николаевна. Понятие кризиса. функции кризиса в развитии. Виды кризисов // Universum: психология и образование №4 (118), с. 18 - 21, 2024 г.
- Кулебякина Дарья Андреевна, Коротаева Татьяна Васильевна. Проблемы молодой семьи // Вестник науки и образования №1 (104), с. 30 - 32, 2021 г.
Список заболеваний
- Авитаминоз
- Анемия
- Апноэ
- Асфиксия
- Афазия
- Ветряная оспа
- Внутричерепное давление
- Высокая температура у ребенка
- Головная боль у ребенка
- Грипп
- Дефицит витамина А
- Круп
- Лактазная недостаточность у грудничка
- Лечение часто болеющих детей
- Молочница (кандидоз) полости рта
- Мононуклеоз
- Нарушение аппетита
- Нефропатия
- ОРЗ
- Пищевое отравление
- Скарлатина
- Тошнота и рвота
- Фенилкетонурия
- Цитомегаловирус
- Энтеробиоз
- Энтеровирусная инфекция