Возрастные кризисы у детей

Содержание
- Что такое возрастной кризис у ребенка
- Какие детские кризисы бывают
- Кризис новорожденности
- Кризис первого года жизни
- Кризис 3 лет
- Кризис 7 лет
- Подростковый кризис
- Юношеский кризис
- Календарь детских кризисов: таблица по возрастам
- Что делать родителям
Возрастные кризисы у детей — закономерные этапы психического развития. Они связаны с перестройкой личности, изменением социальных ролей, расширением круга взаимодействий и усложнением внутренней жизни ребенка.
В этой статье рассмотрим ключевые кризисы детского и подросткового возраста: от первых дней жизни до окончания школы, а также расскажем, как справиться с ними.
Что такое возрастной кризис у ребенка
Это период интенсивных психологических изменений, когда ребенок перестраивает представления о себе, своем месте в семье и в окружающем мире. В эти моменты перестают работать привычные модели поведения. Родитель замечает, что реакции ребенка становятся резче, а эмоциональный фон — менее стабильным Источник:
Сущность и структура возрастных кризисов. Волченко Н.С. Инновационные аспекты развития науки и техники, с. 360 - 365, 2021 г. Подготовка матерей к кризису новорожденности у детей. Егорова У.Г. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, Т. 20, №6, с. 34 - 37, 2018 г. .
В основе возрастного кризиса лежит структурная перестройка личности. У ребенка формируются новые психические функции: развивается самосознание, меняются мотивы поведения, усложняется образ взрослого и отношение к нему. Такой переход требует от ребенка значительных усилий. Поведение может стать противоречивым, потому что старая система уже не работает, а новая еще не устоялась. Он испытывает внутреннее напряжение и может выражать его через протест, раздражительность, уход в себя или резкие суждения. Это не попытка манипулировать или проверить границы, а способ справиться с неопределенностью и адаптироваться к новым условиям жизни Источник:
Кризисы детского возраста и их преодоление. Сладкова Ю.Д. Северо-Кавказский психологический вестник, Т. 19, №4, с. 5 - 16, 2021 г. .
Роль взрослого — не устранить кризис, а создать условия, в которых ребенок чувствует себя в безопасности и может постепенно освоить новые для него внутренние изменения.
Какие детские кризисы бывают
По Л. С. Выготскому выделяют основные виды кризисов детского возраста: новорожденности, 1 года, 3 лет (кризис «я сам»), 7 лет, подростковый (13–14 лет). Дополнительно выделяют юношеский (16–17 лет) кризис, упомянутый в работах Выготского, а также более подробно описанный А. Е. Личко.
Кризис новорожденности
Время возникновения. Сразу после родов. Этот период перехода от внутриутробной жизни к внеутробной. На адаптацию ребенка к новому образу жизни уходит 1–2 месяца.
Особенности. Хотя ребенок еще не осознает происходящего и не запоминает период новорожденности, именно в это время закладываются ключевые процессы, которые определяют дальнейшее развитие.
Причины. Первый детский кризис возникает из-за внезапной смены условий: ребенок перемещается из теплой стерильной защищенной среды в новую, наполненную звуками, микроорганизмами и людьми обстановку Источник:
Возрастные кризисы и их влияние на развитие детей. Шотина М.С., Малетич Н.Ю. Перспективные педагогические разработки - 2022. Сборник статей Международного профессионально-методического конкурса. 2022. с.48-58. .
Дыхание от плацентарного переходит к легочному, тип питания — от пуповины к сосанию груди. Органы чувств интенсивно работают, возникают сложности с поддержанием постоянства температуры организма, начинает нагружаться иммунитет, кишечник заселяется бактериями.
Симптомы. Малыш может столкнуться со многими проблемами в начале жизни: желтуха новорожденных, колики, сыпь, гормональный криз (материнские гормоны в крови).
Как помочь ребенку. Создать условия тепла, комфорта, заботы. Уменьшить яркость света, громкость звука, чаще держать на руках, укачивать, гулять, разговаривать спокойным голосом.
Кризис первого года жизни
Время возникновения. Конец первого года жизни.
Особенности. Этот кризис в жизни ребенка связан с началом самостоятельного передвижения и познания мира. Малыш начинает ползать, ходить, произносит первые слова. У него расширяется кругозор, появляются новые возможности взаимодействия с окружающим миром, людьми, предметами. Он начинает отделять свою личность от материнской.
Причины. Резкое расширение возможностей ребенка по познанию мира. Развивается крупная моторика и появляется способность к передвижению — малыш может брать в руки и изучать предметы, выполнять с ними различные действия. Улучшаются и когнитивные функции, способствующие познанию мира.
Ребенок впервые ощущает себя как отдельную личность, которая способна к самостоятельным действиям. Не все эти действия заканчиваются успехом, поэтому малыш начинает соотносить свои устремления со своими возможностями.
Симптомы. Бурная деятельность, изучение предметов, ребенок становится упрямым, появляется негативизм: он отказывается выполнять просьбы родителей, особенно если занят чем-то интересным. Столкнувшись с трудностями и запретами, ребенок плачет, кричит и топает ногами. Он ищет внимания взрослых, но в то же время пытается стать более самостоятельным и проверяет границы дозволенного. В этот период возможны временные трудности с питанием и засыпанием. Многие дети становятся избирательными в еде Источник:
Возрастные кризисы и способы их преодоления. Гасанов Н.А., Гасанова М.Н., Гасанова Н.Н. Педагогика: актуальные вопросы теории и практики. Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. 2025. с.96-99. .
Как помочь ребенку. Необходимо обеспечить ребенку возможность передвижения по квартире, чаще гулять с ним на улице и давать максимум свободы для исследования окружающего мира, избегать множества запретов.
Родителям стоит поощрять развитие речи и постепенно формировать у ребенка базовые навыки самостоятельности — приема пищи, пользования горшком, умения одеваться без помощи. Важно сохранять спокойствие, смириться с потерей времени, необходимостью уборки, но ни в коем случае нельзя стремиться все делать вместо малыша.
При успешном преодолении кризиса у ребенка сохранится любознательность, инициативность, способности к дальнейшему познанию мира, будут заложены основы самостоятельности.
Кризис 3 лет
Время возникновения. В три года, плюс-минус полгода.
Особенности. Осознание себя как отдельной личности, способной на собственные действия и желания, отличные от желаний взрослых. Следствие: избыточная самостоятельность, возможно конфликтность, протест против контроля и требований родителей.
Причины. Окончательное отделение личности ребенка от материнской личности. Стремление к самостоятельности нарастает, собственные желания ставятся выше желания окружающих, многие требования и правила отбрасываются в угоду желаниям.
Симптомы. По Выготскому классические проявления кризиса описываются такими словами: негативизм, упрямство, своеволие, строптивость, протест-бунт, деспотизм, обесценивание. Ребенок стремится все делать наоборот, вопреки пожеланиям взрослого.
Часто ребенок недоволен всем, что ему предлагают, и выражает протест против правил и требования. Может проявлять агрессию: бросает предметы, дерется, падает на пол и кричит, устраивая истерики. В семье с одним ребенком может проявляться эгоцентризм, стремление диктовать свою волю. Возможно и обесценивание: ребенок ругается с родителями, ломает игрушки, и тем самым он пытается продемонстрировать свою независимость.
Как помочь ребенку. Даже если действия малыша кажутся неуклюжими или приводят к ошибкам, важно дать ему возможность пробовать и учиться. Границы необходимы, но их не должно быть слишком много. Четкие и устойчивые правила, касающиеся действительно важного — безопасности, уважения к другим, — дают ребенку опору. При этом запреты стоит объяснять: не просто «нельзя», а почему именно нельзя.
Открытые конфликты часто обостряют ситуацию. Иногда лучше перенаправить внимание, переключить на другое занятие или задать вопрос. И обязательно замечать, когда малыш проявляет инициативу или старается — даже если результат не идеален. Поддержка в такие моменты укрепляет веру в себя и готовность действовать дальше Источник:
Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста. Шакирова Д.М., Гильманова А.Ф. Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. №5-1. с.82-85. .
Кризис 7 лет

Время возникновения. Поступление в школу (6–7 лет).
Особенности. Ребенок начинает активно осознавать себя через оценки окружающих: сверстников, родителей, учителей. Формируется самооценка, которая определяет отношение к себе и своим успехам.
Причины. Высокая социальная нагрузка, много новых контактов, новые виды деятельности. Включается соревновательный момент: теперь ребенок сравнивает свои достижения, успехи и неудачи со сверстниками.Симптомы. Кризис может проявляться в манерности, кривлянии, которые Выготский называл симптомами утраты непосредственности. Ребенок ведет себя неестественно, часто пытается привлечь внимание, или, наоборот, скрывает переживания. Возможно и бунтарство, направленное на школьные правила.
Часто появляется страх неудачи, развивается внутренний конфликт, связанный с тем, что уже нужно учиться, хотя все еще хочется заниматься играми. Также актуально стремление соответствовать нормам группы сверстников, их мнение становится не менее значимым по сравнению со взрослыми.
Как помочь ребенку. Важно с уважением отнестись к новому статусу ребенка и предоставить ему чуть больше самостоятельности и свободы. Вместе с тем ему пока трудно самостоятельно организовать учебный процесс и соблюдать режим дня, поэтому ваша помощь и поддержка здесь необходимы. Стоит мягко направлять ребенка в развитии навыков самоорганизации, но не требовать слишком многого и учитывать его реальные возможности Источник:
Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста. Юсупова А.С., Антоненко А.А. Теоретические и прикладные вопросы экономики, управления и образования. Сборник статей V Международной научно-практической конференции. 2024. с.465-468 .
Особое внимание уделяйте эмоциональной поддержке: чаще слушайте ребенка, интересуйтесь его переживаниями и мыслями. Подчеркивайте и отмечайте любые успехи, не связывая при этом свое отношение к ребенку с его оценками или школьными достижениями. Это поможет ему чувствовать себя увереннее и спокойнее.
Подростковый кризис

Время возникновения. Обычно в 13–14 лет, но период кризиса варьирует в пределах 11–15 лет.
Особенности. Начинается стремление избавиться от родительской опеки, успешные сверстники приобретают значительный авторитет. В то же время ребенок стремится к самопознанию, самовыражению, желает сам принимать решения и жить по собственным правилам, приобретает собственные представления о справедливости и морали.
Причины. Половое созревание и фактически начало перехода во взрослый возраст. Развиваются и когнитивные функции: появляется выраженное абстрактно-логическое мышление, способность строить гипотезы и анализировать. При этом стремления сталкиваются с ограничениями: ребенок хочет стать самостоятельным, но пока что не имеет для этого всех возможностей.
Симптомы. Возможны грубость, игнорирование просьб родителей, споры, раздражительность, агрессия, апатия, перепады настроения, плаксивость.
Как помочь ребенку. Полезно дать подростку больше самостоятельности и права выбора, постепенно передавая ему ответственность за собственные поступки. Это не значит, что ребенка нужно оставить без поддержки. Напротив, поддержка сейчас особенно важна, однако лучше проявлять ее через понимание и открытый диалог, а не через жесткие приказы и категоричные запреты. Именно такие методы чаще всего вызывают сопротивление и отдаляют подростка от семьи Источник:
Особенности конфликтов детей раннего возраста с родителями, педагогами и сверстниками в контексте развития личности ребенка. Кузьмина К.Е. Личность в пространстве и времени. 2024. №13. с.72-79. .
Юношеский кризис
Время возникновения. Окончание школы (17–18 лет).
Особенности. Начинается профессиональное и личностное самоопределение. Молодой человек задумывается о своем предназначении, он анализирует свои мысли, поступки, переживания. В этот период ребенок стремится окончательно перейти к автономности.
Причины. Возникает потребность в самореализации и принятии ответственных решений, в том числе: где работать или на кого учиться. С другой стороны, на ребенка могут давить ожидания взрослых.
Симптомы. Выготский описывает симптом «философской интоксикации»: оторванные от реальности рассуждения, попытки решения глобальных проблем с уходом от конкретных жизненных задач. Также для ребенка характерна неуверенность в будущем, страх перед ответственностью, поиск новых авторитетов и ценностей.
Как помочь ребенку. Поощрять ответственность и стремление к независимости, обсуждать будущее, не давить, признавать право на ошибку, постепенно перейти от вертикальных отношений к горизонтальным.
Календарь детских кризисов: таблица по возрастам
Кризис | Время возникновения | Суть кризиса | Основные проблемы |
---|---|---|---|
Новорожденности | 0–2 месяца | Адаптация к внеутробной жизни | Физиологическая потеря веса, транзиторные состояния (желтуха, колики), беспокойство, крики |
Одного года | 10–14 месяцев | Начало ходьбы и речи, осознание своей отдельности, исследование мира | Первые «нет», упрямство, аффективные реакции, требование внимания |
Tрех лет | 2,5–3,5 года | Становление самосознания, стремление к самостоятельности | Негативизм, упрямство, своеволие, строптивость, протест-бунт, деспотизм, обесценивание |
Семи лет | 6–8 лет | Развитие самооценки, смена ведущей деятельности на учебную | Манерность, кривляние, потеря непосредственности, изменение отношений со взрослыми и сверстниками |
Подростковый | 11–15 лет | Поиск и формирование идентичности, отделение от родителей, интимно-личностное общение со сверстниками | Конфликтность, эмоциональная неустойчивость, стремление к уединению, ориентация на сверстников, эксперименты с внешностью, нигилизм, снижение успеваемости, рискованное поведение |
Юношеский | 16–18 лет | Профессиональное и личностное самоопределение, выбор дальнейшего жизненного пути | Неуверенность в будущем и тревожность, «философская интоксикация» |
Что делать родителям
Когда у ребенка наступает возрастной кризис, родителям бывает непросто сориентироваться: привычные способы общения вдруг перестают работать, а поведение ребенка становится непредсказуемым. Но именно сейчас ребенок особенно нуждается в вашей поддержке и понимании, даже если кажется, что он от них отказывается.
Главное — сохранять спокойствие и помнить: изменения в поведение не направлены лично против вас, ребенок не старается намеренно вызвать раздражение или обиду. В этот момент он сталкивается с новыми внутренними переживаниями, с которыми ему самому еще сложно справиться.
Постарайтесь создать такую атмосферу дома, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным. Разговаривайте с ним чаще, задавайте открытые вопросы, позволяйте высказывать свое мнение, даже если оно отличается от вашего. Это помогает формировать доверие, необходимое для комфортного прохождения кризисного периода.
Ваша задача — мягко направлять и поддерживать ребенка, четко обозначая границы дозволенного. Правила должны быть простыми и понятными, но их не должно быть слишком много. Сфокусируйтесь на важном: безопасности, уважении к другим, ответственности за поступки. Остальные вопросы можно обсуждать и решать совместно, учитывая мнение ребенка.
Если чувствуете, что эмоционально не справляетесь с ситуацией или отношения в семье ухудшаются, не бойтесь обращаться за помощью к психологу. Специалист поможет найти подходящие для вашей семьи решения и вместе с вами сформирует стратегию поддержки ребенка.
Источники:
- Кризисы детского возраста и их преодоление. Сладкова Ю.Д. Северо-Кавказский психологический вестник, Т. 19, №4, с. 5 - 16, 2021 г.
- Сущность и структура возрастных кризисов. Волченко Н.С. Инновационные аспекты развития науки и техники, с. 360 - 365, 2021 г.
- Подготовка матерей к кризису новорожденности у детей. Егорова У.Г. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, Т. 20, №6, с. 34 - 37, 2018 г.
- Возрастные кризисы и способы их преодоления. Гасанов Н.А., Гасанова М.Н., Гасанова Н.Н. Педагогика: актуальные вопросы теории и практики. Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. 2025. с.96-99
- Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста. Юсупова А.С., Антоненко А.А. Теоретические и прикладные вопросы экономики, управления и образования. Сборник статей V Международной научно-практической конференции. 2024. с.465-468
- Особенности конфликтов детей раннего возраста с родителями, педагогами и сверстниками в контексте развития личности ребенка. Кузьмина К.Е. Личность в пространстве и времени. 2024. №13. с.72-79
- Возрастные кризисы и их влияние на развитие детей. Шотина М.С., Малетич Н.Ю. Перспективные педагогические разработки - 2022. Сборник статей Международного профессионально-методического конкурса. 2022. с.48-58
- Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста. Шакирова Д.М., Гильманова А.Ф. Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. №5-1. с.82-85

Список заболеваний
- Авитаминоз
- Анемия
- Апноэ
- Асфиксия
- Афазия
- Ветряная оспа
- Внутричерепное давление
- Высокая температура у ребенка
- Головная боль у ребенка
- Грипп
- Дефицит витамина А
- Круп
- Лактазная недостаточность у грудничка
- Лечение часто болеющих детей
- Молочница (кандидоз) полости рта
- Мононуклеоз
- Нарушение аппетита
- Нефропатия
- ОРЗ
- Пищевое отравление
- Скарлатина
- Тошнота и рвота
- Фенилкетонурия
- Цитомегаловирус
- Энтеробиоз
- Энтеровирусная инфекция

