Кризис 7 лет

Стаж работы: 31 год
Дата публикации: 09.04.2018
Дата обновления: 21.11.2025
Время прочтения ~  9 мин.
281255

Содержание

Кризис 7 лет — период изменения самосознания ребенка, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, который сопровождается потерей непосредственного поведения и активной социализацией. Как и любой другой кризис, он становится процессом перехода от одного жизненного периода к другому, необходимым этапом развития ребенка  Источник:
Яшина А.А. Психологическое сопровождение учащихся первых классов: проблемы и новые подходы // Форум молодых ученых, 2023 г.
.

В статье рассказываем, чем характеризуется кризис, сколько длится и что делать родителям, если он привел к проблеме в воспитании и ухудшению отношений с ребенком.

Особенности и основные характеристики кризиса семи лет

Кризис 7 лет — это период, когда рождается «социальное Я». У ребенка появляется внутренняя позиция, меняется среда и отношение к ней. Также повышаются запросы к себе, к своему успеху, положению в социуме, появляется самоуважение и самооценка.

Кризис 7 лет у ребенка во многом связан с тем, что теперь он ходит в школу и стал частью общества. Появляется ответственность, ставятся и достигаются цели, ребенок начинает прислушиваться к мнению окружающих.

В период кризиса 7 лет у детей окончательно происходит потеря непосредственности. Теперь ребенок предвидит окончание ситуации и начинает планировать свои действия  Источник:
Юлия Сладкова. Кризисы детского возраста и их преодоление // ЮФУ, Северо-Кавказский психологический вестник №4, Т. 19, 2021 г.
.

Другие основные проявления, психологические характеристики и особенности этого периода:

  • достижения ребенка и оценка этих достижений другими людьми влияют на его самооценку;
  • объектом целенаправленного познания становится социальная сфера жизни;
  • ребенок приобретает ролевое поведение;
  • оценки деятельности ребенок все больше воспринимает как оценку своей личности.

Если кратко описать суть кризиса 7 лет, то она сводится к социализации ребенка, изменению его самосознания.

В период кризиса:

  • формируется воображение;
  • осознается суть внутренних переживаний;
  • появляется образное мышление;
  • быстро развивается произвольная память и внимание.

Появляется система «добра» и «зла». Теперь ребенок разграничивает эти понятия, принимая то, что для него допустимо, отбрасывая и осуждая недопустимое.

Причины возникновения

Причины возникновения

Причина кризиса — естественный процесс психологического развития ребенка. Фактором, который усугубляет проявление кризиса, может быть начало обучения в школе. Ребенок сталкивается как с новыми учебными нагрузками, требованиями учителей, так и с изменением социального окружения, более интенсивным взаимодействием со сверстниками.

Патогенез

Кризис 7 лет не является болезнью, поэтому у него нет патогенеза. Это этап, связанный с развитием центральной нервной системы, постепенной социализацией, увеличением самостоятельности, приобретением способностей к познанию мира.

Основные симптомы кризиса 7 лет

В период детского кризиса 7 лет часто появляется манерничанье и кривляние. Ребенок занимает позицию и принимает на себя определенную роль, которая не всегда адекватна ситуации. Он ведет себя в соответствии с этой ролью, зачастую пугая этим родителей, которые отмечают непоследовательность в его действиях, неустойчивость поведения и смены настроения, которые кажутся беспричинными  Источник:
Н.Е. Кулешова, Л.И. Лашмайкина. Социально-психологические особенности коррекции детской тревожности посредством игротерапии // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. Т. 22, с. 216 - 224, 2022 г.
.

Тройка типичных признаков возрастного кризиса семи лет у ребенка:

  • Ребенок «ненастоящий». Он играет роль, что-то из себя строит, что-то скрывает.
  • Утрата детской непосредственности. Раньше ребенок делал действие и оценивал результат. Теперь между этими двумя элементами вклинивается прогноз результата.
  • Симптом «горькой конфеты». Ребенок скрывает, когда ему плохо.

В период кризиса семи лет родители часто начинают испытывать проблемы в воспитании. В школьном возрасте ребенок становится менее управляемым.

Дополнительные характерные проявления:

  • снижение самооценки;
  • пререкания с родителями;
  • упрямство;
  • заторможенность;
  • утомляемость;
  • агрессия;
  • замкнутость;
  • застенчивость.

Этот длинный список не означает, что у каждого ребенка обязательно развиваются все симптомы. Как правило, возникают лишь некоторые из них.

Часто симптомы кризиса делят на три группы (по Поливановой К. Н.):

  1. Негативные проявления. Включают такие признаки:
  • Пауза. Просьбы и рекомендации взрослого ребенок выполняет не сразу, а с задержкой.
  • Спор. Вместо того чтобы просто сделать то, что говорит ему взрослый, ребенок вступает в дискуссию и начинает искать аргументы, почему этого делать не нужно.
  • Непослушание. Ребенок игнорирует свои повседневные обязанности, отказывается выполнять прямые требования взрослых.
  • Хитрость. Если ребенок не может напрямую отказать взрослому, то он саботирует выполнение поручений, скрытно нарушает требования.
  • Упрямство. Свое занятие ребенок ставит выше того действия, которое требуют выполнить родители.
  • Требовательность. Ребенок что-то просит и периодически напоминает родителям о необходимости выполнения своей просьбы.
  • Капризы. Появляются эмоционально окрашенные реакции на неудачу.
  • Восприимчивость к критике и реакции на нее. Ребенок ждет похвалы и плохо реагирует на отрицательную обратную связь.
  1. Нейтральные проявления. Включают следующие признаки:
  • Внешний вид. Ребенок становится более важным, чем раньше. Он ухаживает за собой, выбирает одежду и обувь.
  • Взрослое поведение. У ребенка появляется рассудительность, карикатурность, нарочито взрослое поведение, он отказывается от игр.
  1. Позитивные проявления. Основные симптомы:
  • Самостоятельность. Ребенок стремится взять на себя новые обязательства, которые ранее на него не возлагались.
  • Самостоятельные занятия. Игры постепенно замещаются продуктивными видами деятельности. Теперь ребенок рисует, шьет, мастерит.
  • Стремление к познанию. Ребенок задает все больше вопросов родителям, при этом они не связаны с текущими бытовыми событиями.
  • Интерес к школе. Ребенок беспокоится о своей успеваемости, содержание деятельности в значительной степени связано с учебой.

Эти симптомы касаются как мальчиков, так и девочек. Теперь разберем, какие особенности имеет кризис у детей различного пола.

Гендерные особенности проявления

У мальчиков и девочек есть некоторые психологические особенности протекания кризиса.

Кризис 7 лет у мальчиков

Специфика кризиса у мальчиков — в более остром его протекании. Чаще появляются негативные симптомы: манерничанье, кривляние, клоунада, вертлявость. Взрослые, как правило, описывают это поведение детей фразой «строит из себя шута».

Кризис 7 лет у девочек

У девочек кризис обычно проходит легче. В основном внимание родителей привлекает то, что дочь стала закрытой, непонятной для взрослых.

Кризис глазами ребенка

Кризис глазами ребенка

Во время кризиса 7 года жизни появляется способность вести внутренний диалог. Возникают переживания, которые приобретают все больший смысл.

У ребенка по сравнению с дошкольным возрастом происходит перестройка потребностей, меняются приоритеты, и то, что раньше было главным, отходит на второстепенные роли. Теперь отношение к себе и окружающим обобщенное.

Часто ребенок начинает наследовать взрослых. Если он хочет выглядеть более взрослым в глазах окружающих, то старается меньше играть, больше времени тратит на общение, учебу и другие задачи.

Осложнения

В период кризиса дети могут сталкиваться с такими проблемами:

  • гиперактивность;
  • быстрая утомляемость;
  • трудности с адаптацией к школе.

Некоторые дети становятся капризными и конфликтными.

Осложнения бывают и у родителей, которые тяжело переносят кризис у своих детей. Происходит потеря контроля, снижение эффективности прежних рычагов воздействия и зарождение сомнений в своей педагогической компетентности. Кризис может испортить отношения родителей и детей, привести к затяжным конфликтам, снизить качество жизни и ухудшить психологическое здоровье всей семьи  Источник:
Кулганов В.А. Коррекция психоэмоциональных нарушений у детей с использованием методов арт-терапии. // Научно-практический журнал «Дошкольная педагогика», Санкт-Петербург № 8 (163), с. 4-7, 2020 г.
.

Диагностика

Кризис не считается патологическим состоянием, которое требует диагностики. Это всего лишь очередная фаза развития ребенка, которая неизбежно происходит примерно в возрасте 7 лет.

Рекомендации при кризисе семи лет

Часто родители спрашивают, как справляться с кризисом. В психологии существуют разные мнения на этот счет  Источник:
Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии // СПб.: Союз, с. 224, 2007 г.
. Например, вот такие рекомендации родителям дает российский психолог Гиппенрейтер Ю. Б.:

  • Не вмешивайтесь в дела ребенка, если он не просит, дайте ему возможность стать самостоятельной личностью.
  • Снимайте с себя ответственность за ребенка и передавайте эту ответственность ему самому.
  • Дайте возможность ребенку получить отрицательный опыт.

Основную проблему кризиса большинство родителей видят в том, что ребенок перестает слушаться и все делает по-своему. Это связано с тем, что у него появляется собственное «я». Если родители будут отрицать право ребенка на самостоятельные решения и действия, это приведет к конфликту.

Что еще может не нравиться родителям в период кризиса:

  • подражание манерам взрослых;
  • отказ от исполнения просьб;
  • неуважение к старшим;
  • нежелание слушать критику и замечания;
  • вспышки гнева.

В результате отношения между детьми и родителями часто портятся, что становится поводом для обращения к детским психологам.

Чего не стоит делать родителям

Чего не стоит делать родителям

Родителям не стоит:

  • пытаться остановить кризис, чтобы вернуть взрослеющего ребенка обратно в детство;
  • устанавливать тотальный контроль над ребенком, стремиться к полному управлению его жизнью;
  • пытаться предотвратить все ошибки ребенка, тем самым затрудняя приобретение полезного жизненного опыта.

Стандартная реакция родителей на кризис проходит в два этапа:

  • Этап усиления. Стандартные воспитательные меры перестали работать, поэтому родители их усиливают: например, отдают распоряжения громче, наказывают за их невыполнение сильнее и т. д.
  • Этап поиска. Родители ищут новые формы взаимодействия с детьми.

Родителям стоит избегать ригидности в системе воспитания. Кризис 7 лет требует гибкости и построения новой системы отношений с ребенком.

Продолжительность

Кризис 7 лет продолжается от шести месяцев до года. Четких границ у него нет. День начала кризиса и день его завершения назвать невозможно.

Последствия кризиса

В результате кризиса 7 лет ребенок становится субъектом социальных отношений. Он приобретает больше способностей к познанию мира, продуктивной деятельности, становится более самостоятельным и ответственным.

Кризис семилетнего возраста имеет важный психологический смысл и огромное значение для социализации ребенка, приобретения самостоятельности, становления личности, развития характера. Часто родители ищут пути преодоления кризиса, но это не нужно: кризис важен для развития. Взрослым нужно лишь адаптироваться, подстроиться, изменить подходы к воспитанию, уменьшить контроль, признать право ребенка на его собственное мнение, стремление к большей самостоятельности. Если нужны индивидуальные рекомендации по преодолению кризиса, обратитесь к психологу «СМ-Клиника».

Источники:

  1. Яшина А.А. Психологическое сопровождение учащихся первых классов: проблемы и новые подходы // Форум молодых ученых, 2023 г. 
  2. Юлия Сладкова. Кризисы детского возраста и их преодоление // ЮФУ, Северо-Кавказский психологический вестник №4, Т. 19, 2021 г.
  3. Н.Е. Кулешова, Л.И. Лашмайкина. Социально-психологические особенности коррекции детской тревожности посредством игротерапии // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. Т. 22, с. 216 - 224, 2022 г. 
  4. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии // СПб.: Союз, с. 224, 2007 г.
  5. Кулганов В.А. Коррекция психоэмоциональных нарушений у детей с использованием методов арт-терапии. // Научно-практический журнал «Дошкольная педагогика», Санкт-Петербург № 8 (163), с. 4-7, 2020 г.
Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Статьи по теме

Дата публикации:14.05.2020
Дата обновления:28.02.2025

Что такое акклиматизация у детей и как быстро пройти через это состояние? Советы и рекомендации для родителей по адаптации ребенка к изменению климата, режима и часовых поясов в поездках и на отдыхе с детьми.

Подробнее
5 мин
31518
Дата публикации:18.06.2018
Дата обновления:07.05.2025

Приведен список средств и лекарств, необходимых для путешествий и отдыха на море с детьми | Полезные статьи от «СМ-Клиники».

Подробнее
5 мин
264659
Дата публикации:16.06.2025
Дата обновления:18.06.2025

На территории Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других городах Северо-Западной части страны в весенне-летний период наблюдается высокая активность иксодовых клещей.

Подробнее
3 мин
662
Дата публикации:21.04.2018
Дата обновления:17.09.2025

В статье описаны возрастные кризисы детей; освещены физиологические, психологические аспекты развития ребенка, также приведены рекомендации родителям | Полезные материалы от «СМ-Клиники»

Подробнее
12 мин
60064
Дата публикации:20.07.2020
Дата обновления:21.03.2025

Диспансеризация ребенка в 3 года включает плановые осмотры врачей: педиатра, невролога, хирурга, стоматолога, ЛОРа, офтальмолога, психиатра и детского гинеколога/уролога.

Подробнее
4 мин
67097
Дата публикации:09.04.2018
Дата обновления:07.12.2025

Диспансеризация — это динамический контроль за состоянием здоровья детей. В ходе диспансеризации ребенка обследуют. Особенно много диагностических процедур и осмотров специалистами требуется ребенку до года.

Подробнее
11 мин
566115
Дата публикации:10.07.2018
Дата обновления:30.04.2025

Плановые осмотры ребенка в год включают посещение педиатра, невролога, хирурга, стоматолога, офтальмолога, отоларинголога, психиатра |Полезные статьи от «СМ-Клиники».

Подробнее
8 мин
147103
Дата публикации:18.06.2018
Дата обновления:23.04.2025

Плановый осмотр ребенка в 3 месяца включает прием педиатра, невролога, ортопеда, дополнительные осмотры у ЛОРа, окулиста, хирурга | Полезные статьи от «СМ-Клиники».

Подробнее
5 мин
45187
Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.

Наши преимущества

Комплексный подход

В детском медцентре ведётся прием детей с первых дней жизни до совершеннолетия более чем по 25 направлениям.

Собственная лаборатория

На базе медцентров работает собственная лаборатория, поэтому мы делаем анализы и исследования качественно и в срок.

Современное оборудование

Все клиники оснащены передовым оборудованием, в работе используются только проверенные методики.

Акции и скидочная система

Регулярные акции и скидки, комплексные программы и обследования в рамках профилактических осмотров.
Записаться на приём