Кризис 7 лет

Содержание
- Особенности и основные характеристики кризиса семи лет
- Причины возникновения
- Патогенез
- Основные симптомы кризиса 7 лет
- Гендерные особенности проявления
- Кризис глазами ребенка
- Осложнения
- Диагностика
- Рекомендации при кризисе семи лет
- Чего не стоит делать родителям
- Продолжительность
- Последствия кризиса
Кризис 7 лет — период изменения самосознания ребенка, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, который сопровождается потерей непосредственного поведения и активной социализацией. Как и любой другой кризис, он становится процессом перехода от одного жизненного периода к другому, необходимым этапом развития ребенка Источник:
Яшина А.А. Психологическое сопровождение учащихся первых классов: проблемы и новые подходы // Форум молодых ученых, 2023 г. .
В статье рассказываем, чем характеризуется кризис, сколько длится и что делать родителям, если он привел к проблеме в воспитании и ухудшению отношений с ребенком.
Особенности и основные характеристики кризиса семи лет
Кризис 7 лет — это период, когда рождается «социальное Я». У ребенка появляется внутренняя позиция, меняется среда и отношение к ней. Также повышаются запросы к себе, к своему успеху, положению в социуме, появляется самоуважение и самооценка.
Кризис 7 лет у ребенка во многом связан с тем, что теперь он ходит в школу и стал частью общества. Появляется ответственность, ставятся и достигаются цели, ребенок начинает прислушиваться к мнению окружающих.
В период кризиса 7 лет у детей окончательно происходит потеря непосредственности. Теперь ребенок предвидит окончание ситуации и начинает планировать свои действия Источник:
Юлия Сладкова. Кризисы детского возраста и их преодоление // ЮФУ, Северо-Кавказский психологический вестник №4, Т. 19, 2021 г..
Другие основные проявления, психологические характеристики и особенности этого периода:
- достижения ребенка и оценка этих достижений другими людьми влияют на его самооценку;
- объектом целенаправленного познания становится социальная сфера жизни;
- ребенок приобретает ролевое поведение;
- оценки деятельности ребенок все больше воспринимает как оценку своей личности.
Если кратко описать суть кризиса 7 лет, то она сводится к социализации ребенка, изменению его самосознания.
В период кризиса:
- формируется воображение;
- осознается суть внутренних переживаний;
- появляется образное мышление;
- быстро развивается произвольная память и внимание.
Появляется система «добра» и «зла». Теперь ребенок разграничивает эти понятия, принимая то, что для него допустимо, отбрасывая и осуждая недопустимое.
Причины возникновения

Причина кризиса — естественный процесс психологического развития ребенка. Фактором, который усугубляет проявление кризиса, может быть начало обучения в школе. Ребенок сталкивается как с новыми учебными нагрузками, требованиями учителей, так и с изменением социального окружения, более интенсивным взаимодействием со сверстниками.
Патогенез
Кризис 7 лет не является болезнью, поэтому у него нет патогенеза. Это этап, связанный с развитием центральной нервной системы, постепенной социализацией, увеличением самостоятельности, приобретением способностей к познанию мира.
Основные симптомы кризиса 7 лет
В период детского кризиса 7 лет часто появляется манерничанье и кривляние. Ребенок занимает позицию и принимает на себя определенную роль, которая не всегда адекватна ситуации. Он ведет себя в соответствии с этой ролью, зачастую пугая этим родителей, которые отмечают непоследовательность в его действиях, неустойчивость поведения и смены настроения, которые кажутся беспричинными Источник:
Н.Е. Кулешова, Л.И. Лашмайкина. Социально-психологические особенности коррекции детской тревожности посредством игротерапии // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. Т. 22, с. 216 - 224, 2022 г. .
Тройка типичных признаков возрастного кризиса семи лет у ребенка:
- Ребенок «ненастоящий». Он играет роль, что-то из себя строит, что-то скрывает.
- Утрата детской непосредственности. Раньше ребенок делал действие и оценивал результат. Теперь между этими двумя элементами вклинивается прогноз результата.
- Симптом «горькой конфеты». Ребенок скрывает, когда ему плохо.
В период кризиса семи лет родители часто начинают испытывать проблемы в воспитании. В школьном возрасте ребенок становится менее управляемым.
Дополнительные характерные проявления:
- снижение самооценки;
- пререкания с родителями;
- упрямство;
- заторможенность;
- утомляемость;
- агрессия;
- замкнутость;
- застенчивость.
Этот длинный список не означает, что у каждого ребенка обязательно развиваются все симптомы. Как правило, возникают лишь некоторые из них.
Часто симптомы кризиса делят на три группы (по Поливановой К. Н.):
- Негативные проявления. Включают такие признаки:
- Пауза. Просьбы и рекомендации взрослого ребенок выполняет не сразу, а с задержкой.
- Спор. Вместо того чтобы просто сделать то, что говорит ему взрослый, ребенок вступает в дискуссию и начинает искать аргументы, почему этого делать не нужно.
- Непослушание. Ребенок игнорирует свои повседневные обязанности, отказывается выполнять прямые требования взрослых.
- Хитрость. Если ребенок не может напрямую отказать взрослому, то он саботирует выполнение поручений, скрытно нарушает требования.
- Упрямство. Свое занятие ребенок ставит выше того действия, которое требуют выполнить родители.
- Требовательность. Ребенок что-то просит и периодически напоминает родителям о необходимости выполнения своей просьбы.
- Капризы. Появляются эмоционально окрашенные реакции на неудачу.
- Восприимчивость к критике и реакции на нее. Ребенок ждет похвалы и плохо реагирует на отрицательную обратную связь.
- Нейтральные проявления. Включают следующие признаки:
- Внешний вид. Ребенок становится более важным, чем раньше. Он ухаживает за собой, выбирает одежду и обувь.
- Взрослое поведение. У ребенка появляется рассудительность, карикатурность, нарочито взрослое поведение, он отказывается от игр.
- Позитивные проявления. Основные симптомы:
- Самостоятельность. Ребенок стремится взять на себя новые обязательства, которые ранее на него не возлагались.
- Самостоятельные занятия. Игры постепенно замещаются продуктивными видами деятельности. Теперь ребенок рисует, шьет, мастерит.
- Стремление к познанию. Ребенок задает все больше вопросов родителям, при этом они не связаны с текущими бытовыми событиями.
- Интерес к школе. Ребенок беспокоится о своей успеваемости, содержание деятельности в значительной степени связано с учебой.
Эти симптомы касаются как мальчиков, так и девочек. Теперь разберем, какие особенности имеет кризис у детей различного пола.
Гендерные особенности проявления
У мальчиков и девочек есть некоторые психологические особенности протекания кризиса.
Кризис 7 лет у мальчиков
Специфика кризиса у мальчиков — в более остром его протекании. Чаще появляются негативные симптомы: манерничанье, кривляние, клоунада, вертлявость. Взрослые, как правило, описывают это поведение детей фразой «строит из себя шута».
Кризис 7 лет у девочек
У девочек кризис обычно проходит легче. В основном внимание родителей привлекает то, что дочь стала закрытой, непонятной для взрослых.
Кризис глазами ребенка

Во время кризиса 7 года жизни появляется способность вести внутренний диалог. Возникают переживания, которые приобретают все больший смысл.
У ребенка по сравнению с дошкольным возрастом происходит перестройка потребностей, меняются приоритеты, и то, что раньше было главным, отходит на второстепенные роли. Теперь отношение к себе и окружающим обобщенное.
Часто ребенок начинает наследовать взрослых. Если он хочет выглядеть более взрослым в глазах окружающих, то старается меньше играть, больше времени тратит на общение, учебу и другие задачи.
Осложнения
В период кризиса дети могут сталкиваться с такими проблемами:
- гиперактивность;
- быстрая утомляемость;
- трудности с адаптацией к школе.
Некоторые дети становятся капризными и конфликтными.
Осложнения бывают и у родителей, которые тяжело переносят кризис у своих детей. Происходит потеря контроля, снижение эффективности прежних рычагов воздействия и зарождение сомнений в своей педагогической компетентности. Кризис может испортить отношения родителей и детей, привести к затяжным конфликтам, снизить качество жизни и ухудшить психологическое здоровье всей семьи Источник:
Кулганов В.А. Коррекция психоэмоциональных нарушений у детей с использованием методов арт-терапии. // Научно-практический журнал «Дошкольная педагогика», Санкт-Петербург № 8 (163), с. 4-7, 2020 г. .
Диагностика
Кризис не считается патологическим состоянием, которое требует диагностики. Это всего лишь очередная фаза развития ребенка, которая неизбежно происходит примерно в возрасте 7 лет.
Рекомендации при кризисе семи лет
Часто родители спрашивают, как справляться с кризисом. В психологии существуют разные мнения на этот счет Источник:
Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии // СПб.: Союз, с. 224, 2007 г.. Например, вот такие рекомендации родителям дает российский психолог Гиппенрейтер Ю. Б.:
- Не вмешивайтесь в дела ребенка, если он не просит, дайте ему возможность стать самостоятельной личностью.
- Снимайте с себя ответственность за ребенка и передавайте эту ответственность ему самому.
- Дайте возможность ребенку получить отрицательный опыт.
Основную проблему кризиса большинство родителей видят в том, что ребенок перестает слушаться и все делает по-своему. Это связано с тем, что у него появляется собственное «я». Если родители будут отрицать право ребенка на самостоятельные решения и действия, это приведет к конфликту.
Что еще может не нравиться родителям в период кризиса:
- подражание манерам взрослых;
- отказ от исполнения просьб;
- неуважение к старшим;
- нежелание слушать критику и замечания;
- вспышки гнева.
В результате отношения между детьми и родителями часто портятся, что становится поводом для обращения к детским психологам.
Чего не стоит делать родителям

Родителям не стоит:
- пытаться остановить кризис, чтобы вернуть взрослеющего ребенка обратно в детство;
- устанавливать тотальный контроль над ребенком, стремиться к полному управлению его жизнью;
- пытаться предотвратить все ошибки ребенка, тем самым затрудняя приобретение полезного жизненного опыта.
Стандартная реакция родителей на кризис проходит в два этапа:
- Этап усиления. Стандартные воспитательные меры перестали работать, поэтому родители их усиливают: например, отдают распоряжения громче, наказывают за их невыполнение сильнее и т. д.
- Этап поиска. Родители ищут новые формы взаимодействия с детьми.
Родителям стоит избегать ригидности в системе воспитания. Кризис 7 лет требует гибкости и построения новой системы отношений с ребенком.
Продолжительность
Кризис 7 лет продолжается от шести месяцев до года. Четких границ у него нет. День начала кризиса и день его завершения назвать невозможно.
Последствия кризиса
В результате кризиса 7 лет ребенок становится субъектом социальных отношений. Он приобретает больше способностей к познанию мира, продуктивной деятельности, становится более самостоятельным и ответственным.
Кризис семилетнего возраста имеет важный психологический смысл и огромное значение для социализации ребенка, приобретения самостоятельности, становления личности, развития характера. Часто родители ищут пути преодоления кризиса, но это не нужно: кризис важен для развития. Взрослым нужно лишь адаптироваться, подстроиться, изменить подходы к воспитанию, уменьшить контроль, признать право ребенка на его собственное мнение, стремление к большей самостоятельности. Если нужны индивидуальные рекомендации по преодолению кризиса, обратитесь к психологу «СМ-Клиника».
Источники:
- Яшина А.А. Психологическое сопровождение учащихся первых классов: проблемы и новые подходы // Форум молодых ученых, 2023 г.
- Юлия Сладкова. Кризисы детского возраста и их преодоление // ЮФУ, Северо-Кавказский психологический вестник №4, Т. 19, 2021 г.
- Н.Е. Кулешова, Л.И. Лашмайкина. Социально-психологические особенности коррекции детской тревожности посредством игротерапии // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. Т. 22, с. 216 - 224, 2022 г.
- Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии // СПб.: Союз, с. 224, 2007 г.
- Кулганов В.А. Коррекция психоэмоциональных нарушений у детей с использованием методов арт-терапии. // Научно-практический журнал «Дошкольная педагогика», Санкт-Петербург № 8 (163), с. 4-7, 2020 г.

Список заболеваний
- Авитаминоз
- Анемия
- Апноэ
- Асфиксия
- Афазия
- Ветряная оспа
- Внутричерепное давление
- Высокая температура у ребенка
- Головная боль у ребенка
- Грипп
- Дефицит витамина А
- Круп
- Лактазная недостаточность у грудничка
- Лечение часто болеющих детей
- Молочница (кандидоз) полости рта
- Мононуклеоз
- Нарушение аппетита
- Нефропатия
- ОРЗ
- Пищевое отравление
- Синдром раздраженного кишечника
- Скарлатина
- Тошнота и рвота
- Фенилкетонурия
- Цитомегаловирус
- Энтеробиоз
- Энтеровирусная инфекция









